Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Проект документа «О деятельности Русской Православной Церкви по реабилитации наркозависимых»

Данный проект направляется в епархии Русской Православной Церкви для получения отзывов, публикуется с целью дискуссии на официальном сайте Межсоборного присутствия, на портале Богослов.ru и в официальном блоге Межсоборного присутствия. Возможность оставлять свои комментарии предоставляется всем желающим.

Первоначальный проект данного документа был составлен комиссией Межсоборного присутствия по вопросам организации церковной социальной деятельности и  благотворительности, а затем был переработан редакционной комиссией  Межсоборного присутствия под председательством Патриарха.

***

«С пастырским состраданием относясь к жертвам пьянства и наркомании, Церковь предлагает им духовную поддержку в преодолении порока. Не  отрицая необходимости медицинской помощи на острых стадиях наркомании, Церковь уделяет особое внимание профилактике и реабилитации, наиболее  эффективных при сознательном вовлечении страждущих в евхаристическую и  общинную жизнь» (Основы социальной концепции Русской Православной  Церкви).


 

I. Наркомания: грех и болезнь


 

Наркотические вещества не являются злом сами по себе, некоторые из них используются в медицине для лечения ряда заболеваний и анестезии. Однако немедицинское употребление наркотиков противозаконно, губительно для здоровья и  греховно.

С одной стороны наркомания — это  хроническое, прогрессирующее, трудно поддающееся лечению заболевание, проявляющееся на биологическом, психологическом, социальном и духовном  уровнях. Для того чтобы вывести наркозависимого в устойчивую ремиссию, требуется, прежде всего, его собственное желание и усилия, а также  компетентная комплексная помощь специалистов: медиков, психологов, социальных работников и священнослужителей.

С другой  стороны, употребление наркотика является осознанным грехом, направленным на разрушение собственной богозданной природы (Быт. 1:27). Человек, начавший употреблять наркотики, в большей или меньшей степени сознает, что злоупотребление психоактивными средствами может иметь для его жизни  трагические последствия. Прежде всего, это нарушение нормального  функционирования организма, развитие пагубной болезни — наркотической  зависимости, разрушение социальных связей.

Греховным  является и стремление достичь с помощью психоактивных веществ «измененного сознания»: ухода от реальности для получения удовольствия, «просветления» или «разрешения» духовно-нравственных проблем.

Формирующаяся зависимость толкает человека на совершение все более тяжких греховных  деяний: распространение наркотиков, мошенничество, воровство, разбой, проституцию, нанесение увечий ближнему, вплоть до убийства. Нередко  наркозависимый завершает жизнь тяжким грехом — самоубийством. В периоды  употребления наркотиков человек совершает преступные деяния, на которые в обычном состоянии никогда не решится. Человек, приобретающий наркотики с целью употребления, вступает в связь с криминальными структурами и  становится замыкающим звеном в цепочке преступного бизнеса.

На любой стадии зависимости человек с помощью Божией может прекратить  наркотизацию. Нежелание или отсутствие решимости отказаться от того, что разрушает его жизнь и жизнь близких, также является грехом.

Наркомания — это проблема не только отдельного человека, но и его близких. Зачастую наркомания является следствием разобщенности членов семьи, нарушения эмоциональных связей, пренебрежения важнейшими основами  семейной жизни, такими как взаимное уважение, забота, любовь и верность. В то же время, члены семьи наркомана, как правило, сами становятся  созависимыми1, приспосабливаясь к патологической деформации в межличностных отношениях, и нуждаются в помощи специалистов.

Эпидемия наркомании является следствием духовного неблагополучия всего общества – усиливающегося эгоизма и отчуждения между людьми, утраты  фундаментальных духовных ценностей и нравственных ориентиров.

 

II. Отношение Церкви к людям, попавшим в наркотическую зависимость


 

Потребитель наркотиков является грешником, но вместе с тем — это больной человек, попавший в беду. Он не в меньшей степени, чем остальные, может надеяться на милосердие Бога, «Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли  познания истины» (1 Тим. 2:4). «Нет воли Отца… Небесного, чтобы погиб  один из малых сих» (Мф. 18:12-17). Любой человек способен изменить свой  греховный образ жизни и встать на путь спасения. Служители Церкви могут и должны оказать помощь решившемуся прекратить наркотизацию человеку, участвуя в реабилитационном процессе в качестве соработников Божиих.

Как всякая борьба с грехом начинается с намерения человека, так и для  выхода из наркотической зависимости необходимо стремление  наркозависимого к исцелению. Добровольное желание зависимого человека  прекратить наркотизацию и согласиться на реабилитацию есть необходимое  условием успеха реабилитационного процесса. Вне зависимости от тяжести и срока наркотической зависимости, Господь силен излечить страждущего  данным недугом при малейшем желании последнего. Зависимый человек должен быть активным и сознательным участником реабилитации, готовым приложить усилия и понести труды для преодоления зависимости.

Памятуя предупреждение апостола Павла: «Не обманывайтесь: пьяницы Царства Божия не наследуют» (1 Кор. 6:9-10), что в равной мере справедливо для людей  зависимых от наркотиков, Церковь не одобряет применение заместительной  терапии (использование метадона или других аналогичных препаратов). Данный способ является одним из вариантов снижения социального вреда, связанного с наркоманией, однако он препятствует решению главной, с  точки зрения Церкви, задачи человека — исцелению, преображению его души  для вечной жизни в Царствии Божием. Церковь также категорически  выступает против легализации любых видов немедицинского употребления  наркотических веществ, в том числе так называемых «легких» наркотиков.

Русская Православная Церковь в лице священнослужителей и мирян с середины 90-х  годов ХХ века принимает участие в помощи наркозависимым и их  родственникам. Сегодня во многих епархиях существуют различные формы  реабилитационной деятельности. Помимо собственных оригинальных программ  реабилитации наркозависимых Русская Православная Церковь допускает  использование методик, заимствованных из опыта государственной  наркологии, форм и методов, разработанных в различных странах.

Церковь считает приоритетным развитие церковной системы реабилитации, включающей в себя, в том числе и оригинальные программы, направленные на предотвращение наркотической угрозы. Все вновь создаваемые методики  церковной реабилитации должны находиться в согласии с православной  антропологией, опираться на аскетическую традицию Православной Церкви.

 

III. Основные принципы церковной реабилитации наркозависимых


 

Под реабилитацией или лечебно-реабилитационным процессом в наркологии  понимается медико-социальная система, направленная на восстановление  физического, психического и духовного здоровья наркологического  больного, его личностного и социального статуса. Для достижения этой  цели используется комплекс медицинских, психологических, психотерапевтических, воспитательных, трудовых, социальных мер и  технологий.

Церковь, не отрицая подхода наркологии к  реабилитации больных и используя технологии, выработанные  профессиональным сообществом, в своей деятельности делает акцент на  духовной составляющей реабилитационного процесса. Выход наркозависимого  человека в устойчивую ремиссию, восстановление его социального статуса  не рассматривается Церковью в качестве единственной задачи. Конечной  целью для Церкви является приготовление людей к вечной жизни, к которой  Бог призывает всех. Для попавшего в наркотический плен человека, отозвавшегося на призыв Спасителя, преодоление зависимости становится  необходимым шагом на пути спасения.

Таким образом, церковная реабилитация есть обращение (возвращение) на путь спасения, ведущий к вечной жизни, людей, попавших в зависимость от психоактивных  веществ. Церковная реабилитация начинается с преодоления зависимости и  восстановления социальных навыков при органичном включении  реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Члены общины, проводящие реабилитацию, призваны быть соработниками Божиими, помогающими зависимым преодолевать приобретенную страсть, приобщающими  их к внутрицерковной жизни.

Показателем успеха  церковной реабилитации наряду с устойчивой ремиссией зависимого является сформировавшаяся христианская ценностная мотивация в повседневной  жизни.

Можно выделить три основных принципа церковной реабилитации:

Принцип 1. Церковная реабилитация есть, в первую очередь, результат действия  Божественной благодати, являемой в церковных Таинствах.

Господь, Целитель душевных и телесных недугов, силой Своей, освобождает  плененного наркозависимостью в ответ на его усилия и желание, в ответ на соработничество с Ним его служителей, осуществляющих милосержную помощь больному. В церковной реабилитации особая миссия возлагается на  православного священника, как служителя Таинств, пастыря, духовника и  молитвенника. Основной этап реабилитации выстраивается с опорой на  священника. Он, как ответственный за все происходящее в общине, высказывает решающее мнение при формировании коллектива специалистов. Группа проходящих реабилитацию людей также сознает его руководящую роль в реабилитации.

Принцип 2. Включение реабилитационного процесса в жизнь церковной общины.

Основной этап реабилитации осуществляется в приходских и монашеских общинах, а  также в созданных или патронируемых Церковью учреждениях. В церковной  реабилитации особое значение придается жизни реабилитантов среди членов  церковной общины.

Спаситель благовествовал Своим  последователям: «Я пришел для того, чтобы имели жизнь и имели с  избытком» (Ин. 10:10). Отличительным, видимым признаком новой  благодатной жизни, являются любовь и забота друг о друге последователей  Господа: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь  любовь между собою» (Ин. 13:35). Реабилитант, вошедший в жизнь церковной общины, члены которой стремятся жить по закону любви, попадает в особо  благоприятную для исцеления души среду.

Церковная  реабилитация предусматривает не механическое вхождение в Церковь, но  поэтапное освоение азов духовной жизни и постепенное приобщение к  участию в Таинствах Церкви. Степень и сроки воцерковления и вовлечение в жизнь общины определяются желанием каждого проходящего лечение.

Принцип 3. Компетентность (профессионализм) членов церковной общины, участвующих в реабилитации.

Компетентность составляют понимание духовной и физической природы зависимости, необходимые знания и владение навыками, обладание информацией о  методиках, используемых в государственных реабилитационных учреждениях.

В процессе реабилитации помогающий должен вооружить реабилитантов всеми  необходимыми знаниями о зависимости и о возможных путях ее преодоления.

Желательно привлекать к участию в церковной реабилитации специалистов: наркологов, медиков, психологов, социальных работников. Однако профессионалы могут  допускаться к участию в реабилитационном процессе, организованном в  православной общине, при условии, что они являются воцерковленными  людьми или, как минимум, принимают христианскую систему ценностей. Единство мировоззрения основных деятелей реабилитационного процесса  является необходимым условием внутренней непротиворечивости  реабилитационного процесса и органичного совмещения реабилитации с  жизнью церковной общины.


 

IV. Организация реабилитационного процесса


 

Реабилитационный процесс в Церкви включает в себя:

  • первичное консультирование, которое проводится в кабинетах первичного приема или заочно — по телефону доверия;
  • дезинтоксикацию, проводимую в медицинских учреждениях;
  • мотивационный период, проводимый в мотивационных центрах;
  • основной период церковный реабилитации, который предполагает участие  реабилитанта в церковной жизни и проводится внутри приходских или  монастырских церковных общин, желательно в значительном удалении от  крупных городов;
  • ресоциализацию, которая проводится в центре, расположенном в каком-либо из крупных городов, и в ходе которой  прошедшему реабилитацию человеку бесплатно или с частичной оплатой  предоставляется жилье, оказывается помощь в трудоустройстве, дается  возможность получить консультативную помощь специалиста и пастырское  окормление священника;
  • постреабилитационное сопровождение, которое осуществляется с согласия прошедшего реабилитацию человека и  включает поддержание связи с проводившей реабилитацию церковной общиной;
  • работу с родственниками наркозависимых: помощь семье наркозависимого в выходе  из состояния созависимости, в разрешении проблем, которые провоцируют  одного из членов семейства на наркотизацию; в отдельных случаях, наркозависимому может быть рекомендовано по окончании реабилитации жить  отдельно от семьи, иногда на значительном расстоянии.

Начиная с мотивационного периода, церковная реабилитация включает участие  реабилитантов в Таинствах, молитву церковную и домашнюю, пост, трудовое  послушание индивидуальное духовное руководство. В процессе реабилитации  следует заниматься также культурным развитием наркозависимых. При работе с родственниками наркозависимых людей достижению благоприятного  результата содействуют индивидуальные консультации, групповая работа и  беседы с духовниками.


 

V. Задачи организации церковной реабилитации наркозависимых


 

1. Общецерковный уровень

Синодальный отдел по церковной благотворительности и социальному служению призван, непосредственно или посредством создаваемых им специальных структур:

  • осуществлять постоянный мониторинг деятельности по противодействию наркомании в епархиях;
  • создавать и постоянно обновлять базу данных;
  • осуществлять взаимодействие с епархиальными центрами противодействия наркомании, а  также с учрежденными при участии Церкви некоммерческим организациям (НКО), координировать взаимодействие между епархиями;
  • обеспечивать подготовку сотрудников и волонтеров для работы с наркозависимыми в церковных общинах;
  • содействовать созданию ресурсных центров на базе церковных общин, успешно  осуществляющих реабилитацию наркозависимых, где могли бы проходить  обучающие семинары, осуществляться стажировка духовенства и церковных  работников;
  • на общецерковном уровне осуществлять взаимодействие с государственными структурами, в сферу компетенции которых входит  профилактика наркозависимости;
  • взаимодействовать с авторитетными представителями научного сообщества в области развития реабилитации наркозависимых;
  • информировать общество о деятельности Русской Православной Церкви по работе с  наркозависимыми через СМИ, в частности, через Интернет и телевидение.

Также, в сотрудничестве с Учебным комитетом, представляется необходимым ввести в соответствующие учебные курсы духовных школ разделы, посвященные  проблемам зависимости от психоактивных веществ и работе с людьми, попавшими в такую зависимость.


 

2. Епархиальный уровень

В епархиях Русской Православной Церкви могут создаваться епархиальные  структуры по противодействию наркомании, работающие по следующим  направлениям:

  • координация профилактической, реабилитационной и постреабилитационной деятельности церковных организаций;
  • организация и проведение семинаров для клириков и церковных социальных работников с целью повышения их компетентности в вопросах наркозависимости;
  • осуществление на региональном уровне связи с общественными организациями и  государственными структурами в деле противостояния наркотической угрозе;
  • осуществление связи с структурами, занимающимися противодействием наркотической угрозе в других епархиях.

В случаях, когда специальные структуры епархиями не создаются, деятельность по этим направлениям поручается епархиальным отделам  социальной направленности.

Также на епархиальном уровне могут быть приняты следующие меры:

  • открытие в крупных городах кабинетов для первичного приема наркозависимых и создание службы телефонов доверия;
  • основание церковных мотивационных центров вблизи от больших городов2;
  • оказание поддержки приходам и монастырям, которые начинают заниматься реабилитацией наркозависимых;
  • создание центров ресоциализации (социальные гостиницы, «дома на полпути», адаптационные квартиры), где прошедшие реабилитацию люди могут некоторое время жить под контролем специалистов и под окормлением священника;
  • поддержание связи и взаимодействие с учреждениями государственной наркологии, СПИД-центрами, медицинскими учреждениями, помощь которых может  потребоваться при работе с наркозависимыми.


 

VI. Взаимодействие Церкви с государственными структурами и обществом в деятельности по реабилитации


 

В сфере церковно-государственного сотрудничества в области профилактики  наркомании и оказания помощи людям, попавшим в наркотическую  зависимость, Русская Православная Церковь признает приоритетным  сотрудничество с министерствами и ведомствами, их структурными  подразделениями. Развивая социальное служение в этой сфере, Русская  Православная Церковь считает необходимым свое участие в работе  межведомственных советов и иных организаций по выработке и реализации  государственной политики в сфере противодействия наркотической угрозе, а также сотрудничество с соответствующими общественными организациями.

Во взаимодействии с государственными структурами и общественными  организациями Русская Православная Церковь может, в частности, решать  следующие задачи:

  • развитие сети учреждений по реабилитации  больных наркоманией, созданных Русской Православной Церковью и ее  каноническими подразделениями либо с их участием;
  • поддержка  церковно-общественных проектов на местах по созданию консультационных  служб и телефонов доверия по проблемам наркомании;
  • профессиональная подготовка и переподготовка сотрудников реабилитационных центров, медиков, психологов, педагогов и специалистов социальной сферы для  работы с наркозависимыми, разработка и реализация образовательных  программ и программ повышения квалификации в этой области;
  • подготовка и издание печатных материалов, информации, размещаемой на сайтах  органов исполнительной власти, организаций Русской Православной Церкви, общественных организаций по проблемам противодействия наркомании и  помощи людям, попавшим в наркотическую зависимость;
  • организация  совместной информационно-просветительской деятельности среди подростков и молодежи, направленной на духовно-нравственное становление личности и  профилактику девиантного поведения;
  • работа с наркозависимыми заключенными в заведениях пенитенциарной системы;
  • создание благотворительных фондов с целью обеспечения финансовой поддержки  проводимых Церковью мероприятий по профилактике употребления наркотиков и реабилитации наркозависимых лиц;
  • проведение общенациональных  благотворительных акций антинаркотической направленности с привлечением к участию в них предприятий и организаций, в том числе коммерческих;
  • реализация мероприятий, посвященных проведению Всемирного дня борьбы с наркотиками;
  • создание координационных и совещательных органов (советов, комиссий, групп, коллегий), осуществляющих деятельность на постоянной или временной  основе в рамках реализации соглашений в этой сфере между Русской  Православной Церковью, государственными структурами и общественными  организациями, участие в совместной деятельности в уже существующих  аналогичных органах;
  • создание рабочих групп в целях разработки  представляющих взаимный интерес проектов законов и иных  нормативно-правовых актов, касающихся проблемы противодействия  наркотической угрозе.


 

VII. Взаимодействие Церкви и СМИ в реабилитации наркозависимых


 

Средства массовой информации, особенно телевидение и Интернет, могут играть  важную роль в борьбе с наркотической угрозой. С их помощью можно дать  надежду людям, попавшим в наркотический плен, и их отчаявшимся  родственникам, рассказать о существующих методиках реабилитации, в том  числе о церковной реабилитации, на примере конкретных жизненных историй  людей, сумевших преодолеть зависимость, вдохновить наркозависимых на  преодоление недуга и на возвращение к здоровому образу жизни.

Информационные кампании по профилактике наркомании и помощи лицам, попавшим в  наркотическую зависимость, чтобы быть эффективными, должны опираться на  прочный этический базис и содействовать формированию духовно и физически здорового образа жизни.


1— Под созависимостью понимается неадекватная болезненная вовлеченность  родственников или близких зависимого человека в разрешение проблем, связанных с его наркотизацией. Такая вовлеченность может приводить к  разрушительным последствиям для здоровья и жизни этих людей. Созависимый человек поглощен тем, чтобы управлять поведением другого человека, и  перестает заботиться об удовлетворении своих собственных жизненно важных потребностей.

2 — В некоторых регионах можно иметь один мотивационный центр на несколько епархий.

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники