Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Паломническая поездка на Валаам

С 22 по 27 августа, по благословению Преосвященнейшего Феодора, епископа Алатырского и Порецкого, состоялась паломническая поездка на Валаам, организованная миссионерским отделом Алатырской епархии.

Паломническую группу возглавил настоятель храма в честь Державной иконы Божией Матери с. Батырево, иерей Александр Синяков.

22 августа паломники из города Алатырь отправились в поездку на север нашей страны на Дивный остров Валаам.

По пути к месту назначения ранним утром следующего дня заехали в Антониево-Дымский мужской монастырь Ленинградской обл.

«Антониево-Дымский мужской монастырь – одна из древнейших обителей Северной Руси. Основан он был в начале ХIII века великим подвижником и учеником преподобного Варлаама Хутынского – Антонием Дымским.

Преподобный Антоний, Дымский чудотворец, родился в 1206 году в Великом Новгороде от благочестивых и боголюбивых родителей и воспитан был в строгом благочестии и добром наставлении.

Однажды придя в храм, святой отрок во время Божественной Литургии услышал слова Евангельского чтения: «Аще кто хочет по мне идти, да отвержется себе и возмет крест свой и по мне грядет» (Мф. 16:24). В них он услышал призыв к жизни иной. Вскоре после этого в 1225 году юноша оставляет родительский дом и удаляется в монастырь Спаса, что на Хутыни близ Новгорода. Настоятель монастыря, прозорливый старец, преподобный Варлаам Хутынский, провидя в юноше будущего угодника Божия, избранный сосуд Святого Духа, несмотря на юный возраст, принял его в обитель и не замедлил облечь в ангельский образ.

После кончины преподобного Варлаама в 1243 году смиренномудрый Антоний был поставлен игуменом Хутынского монастыря. Когда игумен Антоний увидел, что монастырь прочно утвержден, он решил удалиться из него и найти уединенное место для молитвенных подвигов и был приведен Богом на Дымское озеро.

Здесь, в совершенном безмолвии, перед очами Единого Бога подвижник совершил почти половину земной жизни. Но и дремучие Дымские леса не могли совершенно утаить в себе его Богоугодного жития от искренних последователей «благаго ига и легкого бремени Христова». Так образовалась новая обитель, в которой преподобный Антоний продолжал удручать свое тело трудом, постом и молитвою.

Во многолетних трудах, на 67 году жизни, приобщившись Святых Таин и с молитвой на устах он предал Господу свою душу 24 июня/7 июля 1273 года. Тело его было положено в устроенной им церкви Антония Великого, и в 1370 году было обретено нетленным.»[1]

 

Главный собор святой обители – Казанский соборный храм, в котором паломники приложились к честным мощам преподобного Антония Дымского. На территории монастыря паломники окунулись в Дымском озере.

Далее дорога вела в Тихвинский Богородичный мужской монастырь, к чудотворной иконе Божией Матери Тихвинской, написанной, по преданию, самим евангелистом Лукой на доске от стола, где трапезовала святое семейство.

Следующим местом паломничества стал Введено-Оятский женский монастырь, в котором почивают мощи родителей преп. Александра Свирского – праведных Сергия и Варвары. Приложившись к святыням монастыря, паломники побывали у могилки матушки Феклы и окунулись в купели, рядом с которой расположилась деревянная часовня в честь иконы Божией Матери «Живоносный Источник».

«Введено-Оятский женский монастырь расположен на берегу реки Оять примерно в 200 км к востоку от Санкт-Петербурга. О христианстве в этих краях известно уже с XI в.: в курганах вдоль Ояти найдены христианские памятники того времени. В XII-XIII вв. христианская вера прочно утвердилась на этой земле, которую населяли племена народностей карелы и веси (сейчас называемой вепсы).

Точная дата основания монастыря неизвестна, однако, он начал свое существование несомненно не позднее рубежа XIV-XV вв. Упоминания о Введено-Оятском монастыре встречаются на протяжении уже почти шести столетий, а первые сведения содержатся в житии святого преподобного Александра Свирского, написанного его учеником Иродионом в 1545 г. через 11 лет после смерти святого.

Особым событием в жизни монастыря, во многом определившем его историю, было рождение святого преподобного Александра Свирского. В описываемое время в начале XV в. в селе Мандеры, находившемся напротив монастыря на другом берегу Ояти, жили поселяне Стефан и Васса, родители будущего великого святого. Они были погребены в Введенском монастыре друг подле друга. Согласно житию, время их кончины попадает на период от 1475 до 1480 гг.

В современном виде монастырский комплекс сформировался в первой половине XIX в. Первое каменное здание – соборный Введенский храм с теплым приделом в честь Тихвинской иконы Божией Матери – было построено в 1817 г.

Как и всякий живой организм, монастырь за все время своего существования не раз переживал периоды упадка и расцвета, при этом здесь никогда не прерывалась молитва, ежедневно совершались богослужения, всегда сохранялась духовная преемственность. Но наступил XX век – эпоха разрушения традиций, разрыва всех прежних связей, время гонений и смут.

С октября 1918 г. на территории монастыря из рабочих, обрабатывавших его земли, стала организовываться коммуна "Пролетариат", а в марте 1919 г. монастырь был окончательно закрыт, и братия Введенского монастыря оставила обитель, кроме одного – иеромонаха Николая (Сергиевского), новомученика.

В 1991 г. разрушенный монастырский комплекс был передан Свято-Троицкому Измайловскому собору Санкт-Петербурга для ведения подсобного хозяйства. Летом того года прихожане собора приехали на посадки: посадили картошку. В числе прихожан была Лидия Александровна Коняшова – в будущем первая настоятельница монастыря. Когда пришло время уезжать, Лидия Александровна не смогла бросить разоренную обитель – она осталась. Год был прожит в тяжелых условиях: холод, отсутствие воды, элементарных удобств, скудость во всем. В следующем году от правящего архиерея митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (Снычева) было получено благословение на создание женской общины. Начали собираться первые сестры. 17 июня 1993 г. Лидия Александровна приняла монашеский постриг с именем Фекла. В том же году 27 декабря решением Священного Синода был открыт Введено-Оятский женский монастырь, а монахиня Фекла назначена его настоятельницей. Это был первый открытый епархиальный монастырь Санкт-Петербургской епархии. Новые насельницы обители пережили все трудности и скорби неустроенности первых лет: хозяйство и здания разрушены, все надо было устраивать заново, в том числе и духовную жизнь монастыря. Многих вдохновлял и поддерживал пример первой настоятельницы.

Матушка Фекла (Лидия Александровна Коняшова) происходила из простой крестьянской семьи, родилась в 1930 г. в Кировской области. В 1940 г. умирает ее отец, а в 1941г. – мать. Девочка остается сиротой в трудные военные годы. В 1943 г. она переезжает к тете в Йошкар-Олу и в следующем году в 14 лет начинает свой трудовой путь. Работала Лидия в подсобном хозяйстве эвакуированного Ленинградского института, с которым и уехала в Ленинград. В 1948 г. она поступает на Балтийский завод на тяжелую работу сварщицы, где проработает 28 лет. В 1976 г. в результате многолетнего тяжелого труда получает инвалидность без права работы. Получив исцеление от болезни, Лидия Александровна трудилась при храмах Санкт-Петербурга (тогда Ленинграда). Человек простой и нелегкой жизни, матушка Фекла имела крепкую веру, которая помогала не только ей самой переносить труды и скорби, но и помогать в этом другим. 25 января 1997 г. монахиня Фекла скончалась и была погребена на монастырском кладбище в ограде возрожденной ею обители.»[2]

Вечером 23 августа паломники прибыли в Александро-Свирский мужской монастырь. В Преображенском соборе монастыря паломники молились за вечернем богослужением и приложились к честным мощам преподобного Александра Свирского, к святыням храма и копии плащаницы Спасителя. Помолились в часовне Пресвятой Троицы, на месте, где было Ее явление преподобному Александру. Во второй части монастыря часть паломников посетила келью преподобного Александра и место явления ему Божией Матери.

24 августа, ранним утром, после отплытия на метеоре «Святитель Николай Чудотворец» с г. Сортавала, паломники вступили на святую землю Валаама. Местом для размещения паломников стал теплоход «Адмирал Кузнецов». Здесь их встретил экскурсовод Любовь и познакомила с историей Свято-Преображенского ставропигиального мужского монастыря. В нижнем пределе главного собора обители паломники поклонились преподобным Сергию и Герману Валаамским, помолились у образа Божией Матери «Валаамская», приложились к иконам праведной Анны – матери Пресвятой Богородицы, преподобных Антипы и Назария Валаамских.

Церковные службы в соборе, в основном, совершаются в верхнем храме, который встретил нас своим благолепием, а затем и церковным песнопением хора братии Валаамского монастыря, размерным праздничным богослужением. Божественная литургия прошла «на одном дыхании»; почти все причастились Святых Христовых Таин.

Программа этого дня была обширная, т.к. солнечная и тихая погода благоприятствовала этому (после шторма и дождей, которые были до нашего прибытия на остров). Отведав монастырскую трапезу, сходили на игуменское кладбище, посетили пустыньку игумена Дамаскина, избранную им для уединенной молитвы. На этом кладбище стоит храм в честь «Всех святых», а рядом – могилы игуменов Валаамских.

Помянув их память, группа спешила к пристани, где их уже ожидал теплоход «Северный Афон», на котором и отправились вдоль скитов на побережье острова Никольского, где стоит храм святителя Николая. Скит «Всех Святых» на о.Скитском, где доступ к женщинам разрешается лишь раз в год – в день памяти всех святых. Скит Смоленской Божией Матери, в котором насельниками скита совершаются ежедневное поминовении всех усопших воинов в годы Великой Отечественной 1941-1945 гг. и до нынешних героев Отечества, «положивших живот свой за други своя» в земли Сирийской. Далее остров Чернички – пустынька для отшельников, устроенная игуменом Дамаскиным. Посещение Большой Никоновской бухти. Название бухты имеет от живших здесь отшельника Никона. Здесь паломники ступали на землю, где все было устроено по подобию Святой земли. Воскресенский скит, в котором паломники приложились к святыням храма Воскресения Христова, а в нижнем пределе апостола Андрея Первозванного – к подобию горба Господня. Храм был освящен в 1905 году, и в те времена за год его посещала более 10 тысяч паломников. Под пение пасхальных песнопений алатырцы поклонились святому месту.

Миновав Кедронский поток, паломники достигли Елеонского скита. Храм в честь Успения Божией Матери на этом скиту был освящен в 2011 году. Сейчас скит действующий. Живет в нем десять человек. Пройдя по Иосафатовой долине, паломники вышли к озерам (ранее они назывались Черными). Но неутомимый труженик Дамаскин «преобразил все, чего касалась его рука».

Игумен Дамаскин, в миру Домиан, рано научился читать. Был очень умным ребенком, но по причине травмы ноги не мог ходить до 20-ти лет. В этом возрасте превозмогая боль, отправился в паломничество в Киево-Печерскую Лавру. По пути чудом Божиим его нога исцелилась. Тогда он решил стать монахом и пришел на Валаам со словами: «хочу спастись – помогите». Этот юноша, впоследствии, став игумен, 42 года управлял монастырем. И был великим строителем. Он создал на Валааме «монастырское царство». Он же устроил Коневский скит, который паломники посетили на исходе этого дня.

«Богоизбранная обитель, святая земля Валаама. В течение 10 веков возносятся здесь молитвы ко Господу. Основатели монастыря преподобные Сергий и Герман утвердили на пустынных Ладожских островах монашеское житие.

Подвиг их, сокрытый в глубокой древности, являет собой тайну Божию. Великие молитвенники жили они во имя Христово, просвещали землю и населявшие ее народы, молитвой преображая холодные Валаамские скалы, ведая, по промыслу Божию, избранность этой святой земли.

В глубокой древности рождается молитвенное почитание Валаамской земли, ее святынь. Во все времена здесь искали истину и правду, приходили сюда, чтобы увидеть жизнь по заповедям Божьим в любви к Богу и людям.»[3]

Путь преображения, пламенная молитва, изменение души своей и жизни, прикосновение к святости – вот, что стало предметом притяжения всякого паломника, посещающего дивный остров Валаам.

После пребывания три дня и две ночи на Валаамской земли, теплоход «Преподобный Серафим Саровский» увозил паломников из Дивного острова.

На обратном пути паломники посетили Варлаамо-Хутынский Спасо-Преображенский монастырь Новгородской обл., в котором почивают мощи преподобного Варлаама Хутынского. По окончании Божественной литургии паломники участвовали на монастырской трапезе.

27 августа паломники возвратились в богоспасаемый город Алатырь.

 

 



[3] https://valaam.ru/publishing/18752/

 

! Ссылка на фотогалерею паломнической поездки: https://vk.com/alat_eparhia?w=wall-106819846_2428  

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники