Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
Паломническая поездка в Грузию

Миссионерским отделом была организована паломническая поездка в Грузию

15–25 октября, по благословению Преосвященнейшего Феодора, епископа Алатырского и Порецкого, состоялась паломническая поездка по святым местам Грузии, организованная миссионерским отделом Алатырской епархии.

Паломническую группу возглавил сотрудник миссионерского отдела по паломническим поездкам, Першина Елена Вячеславовна и насельник Свято-Троицкого мужского монастыря г. Алатырь, иеромонах Лазарь (Белянин).

ГРУЗИЯ (Иверия) – удел Пресвятой Богородицы.

В программе, по возможности, предполагалось посещение более 30-ти монастырей и других святых мест, часть из которых находилась на расстоянии 300 км. от Тбилиси. Посещение старинных монастырей, церквей и пещерных комплексов, производили незабываемое впечатление на паломников. Невозможно выделить что-либо наиболее выдающееся из них. Все они очень древние, многие постройки датируются VI веком и связаны с деятельностью известных в христианском мире подвижников – святой равноапостольной Нины, сирийских отцов Иосифа Алавердского, Стефана Хирсели, Давида Гареджийского, Шио Мгвимского, святых грузинских царей, цариц и князей.

«Грузия – это древняя христианская страна с богатой историей и культурой, Церковь здесь была основана апостолами Андреем Первозванным и Симоном Кананитом. Позднее в ней проповедовали апостолы Варфоломей, Фаддей и Матфий. Но только в ΙV веке, благодаря проповеди и деятельности святой равноапостольной Нины и первых грузинских христианских царей – царя Мариана и царицы Наны, христианство стало государственной религией и распространилось по всей стране. Святая равноапостольная Нина была близкой родственницей святого великомученика Георгия и племянницей Иерусалимского патриарха Ювеналия. Однажды ей во сне явилась Матерь Божия и благословила отправиться в Грузию проповедовать слово Господне и окончательно утвердить там христианство. Пресвятая Дева Мария передала в помощь юной Нине крест, сделанный из виноградной лозы, который и по сей день хранится в Кафедральном соборе Сиони в Тбилиси.»

Мцхета – древняя столица Грузии.

Из жития равноапостольной Нины известно, что свою проповедь она начала в г. Мцхета, который в то время являлся столицей Грузии. «По молитвам святой Нины, уверовали во Христа и приняли крещение царь Мариан и царица Нана, их придворные и народ, а христианство было объявлено государственной религией. После своего обращения царь Мариан по благословению Нины построил в городе Мцхета деревянную церковь типа базилики - Светицховели (Животворящий Столп). В XI веке на месте этой церкви был возведен каменный купольный храм, кафедральный патриарший Собор Грузинской православной церкви, который долгое время был резиденцией католикосов-патриархов всей Грузии.»  В этом храме под Животворящим Столпом хранится великая христианская святыня – Хитон Господень.

Перед столпом горит неугасимая лампада, у которого паломники с благоговением прикладывалась к этой святыне и помазывались елеем из лампады. Далее группа прошла в предел пророка Илии, в стене которого замурованы его милоть. А в левом пределе приложились к раке мощам святого апостола Андрея Первозванного.

В Соборе также хранится много святынь, - частица Животворящего Креста Господня, чудотворная икона святой Нины, мощи святого Шио Мгвимского, могила отца Габриэла, источающая чудодейственное миро. Храм Самтавро является центром Самтаврского женского монастыря, одной из главнейших обителей Грузии. В настоящее время монастыри и храмы Мцхета входят в число памятников всемирного наследия ЮНЕСКО.

При входе храма слева находится усыпальница царей Марианна и Наны. А у алтарной стены – мощи преподобного Гавриила Урбегадзе, недавно прославленного Грузинской Православной Церковью.

«Преподобный Гавриил (Ургебадзе) – очень почитаемый святой грузинской земли. Его монашеская жизнь проходила в сложных условиях советской власти, которая всячески препятствовала развитию Церкви и Православной веры. Но святой старец Гавриил даже в такое сложное время оставался верным Богу и Матери-Церкви, мужественно преодолевая все трудности и лишения. Родился будущий святой 26 августа 1929 года. При рождении мальчика назвали Годердзи. Еще в детстве он уверовал во Христа. Однажды Годердзи услышал, как ругались соседки и одна из них сказала: «Ты меня распяла, как Христа». Ребенку стало интересно, что такое «распяла» и кто такой Христос. Взрослые отправили задававшего вопросы мальчика в храм, где сторож посоветовал ему прочитать Евангелие. Накопив денег, Годердзи купил Евангелие и уже через несколько лет знал текст почти наизусть. В 26 лет он принял монашеский постриг с именем «Гавриил» в честь святого Гавриила Афонского. Мать долгое время противилась желанию сына стать монахом, но под конец жизни смирилась с его решением и даже сама приняла постриг.

В дворе своего дома в Тбилиси отец Гавриил построил многоглавую церковь. Он трудился над ней своими руками много лет, иконы монах собирал на городских свалках, где в советские годы можно было найти разные святыни. Дома отец Гавриил очищал эти иконы, реставрировал в небольшой мастерской и размещал в своей церкви. Все стены были увешаны образами. Даже фотографии икон из советских журналов отец Гавриил бережно вырезал и вставлял в рамочки. В 1965 году во время демонстрации иеромонах Гавриил сжег 12-метровый портрет Ленина и стал проповедовать собравшимся людям Христа. Он говорил о том, что вместо портрета вождя должно висеть распятие Спасителя, что славу нужно воздавать Господу, а не человеку. Через несколько месяцев иеромонаха Гавриила поместили в психиатрическую больницу, где ему выставили диагноз: «психопатическая личность, верит в Бога и ангелов».В угоду властям церковные иерархи запретили отцу Гавриилу заходить в церковь. Долгие годы батюшка не мог причаститься, что для него, как для верующего человека, было очень тяжелым испытанием. В 80-е годы иеромонах Гавриил поселился в Самтавро, люди чувствовали, что от старца исходила необыкновенная любовь ко всем. Некоторые видели, как во время молитвы старец Гавриил поднимался над землей на 40-50 см и от него исходил свет. Много чудесных случаев происходило и при жизни отца Гавриила, но еще больше великих чудес происходит сейчас после его прославления. Скончался старце Гавриил в 1995 году от водянки. Его могилка стала дорогим местом для многих верующих христиан. И грузины, и русские паломники приезжали на могилку старца поклониться ему и попросить его помощи. Народное почитание святого Гавриила началось еще до его прославления. В 2012 году старца Гавриила причислили к лику святых. В 2014 году в Грузии были торжественно обретены мощи преподобного Гавриила (Ургебадзе), что стало великой радостью для грузинского православного народа и для всех православных христиан. Святой Гавриил обладал великой любовью к людям и говорил о необходимости учиться любви: «Кто научится любить, тот и будет счастлив. Только не думайте, что любовь – это врожденный талант. Любви можно научиться, и мы должны это делать».»

Монастырь креста – Джавари.

По пути в Мцхету – древнюю столицу Грузии и место просветительской деятельности святой равноапостольной Нины - паломники посетили действующий монастырь Джвари (монастырь Креста), высящийся на вершине высокой скалы и являющийся как бы ее продолжением. Монастырь был возведен в VI веке на месте воздвигнутого св. Ниной креста, и является жемчужиной грузинской христианской архитектуры. По его образу построено множество храмов Грузии. Со стен монастыря открывается величественная панорама – долины и горные хребты, река Кура и впадающая в Куру река Арагви, как на ладони, видна Мцхета с ее храмами Светицховели и Самтавро. Необычайная красота этих мест вдохновила русского поэта М. Ю. Лермонтова: в поэме «Мцыри» есть посвященные этому монастырю строчки: «…там, где сливаяся, шумят, обнявшись, будто две сестры, струи Арагвы и Куры, был монастырь…».

В этот же день после трапезы паломники побывали в Шио-Мгвимском монастыре, что расположился недалеко от Мцхета, в узком ущелье на берегу реки Куры. Монастырь был основан в VI веке монахом Шио, одним из 13 сирийских отцов, прибывших в Грузию с миссионерской целью. Среди них, кроме Шио, были Иоанн Зедазнийский, Авив Некресский, Давид Гареджийский, Иосиф Алавердский, Зенон Икалтойский и другие. Мощи одного из них, Авива Некресского, покоятся под алтарем Самтаврского храма. В монастыре Шио Мгвимского сохранились вырытые монахами в VI веке пещеры и храм Иоанна Крестителя.

«Святой Шио сам выбрал это место и поселился в тесной пещере, не беспокоясь ни о пище, ни о питье, ни о каком-либо утешении. Он провел там 40 дней в посте и молитве, не вкушая ни куска хлеба, ел только некоторые травы и пил немного воды. После этого он был утешен явлением Пресвятой Богородицы и Иоанна Крестителя. Пресвятая Богородица повелела ему питаться тем, что будет послано с неба, и пообещала, что больше ему не будут докучать демоны, а пустыня наполнится богоносными мужами. После этого преподобный Шио, подобно святому пророку Илии, питался хлебом, который ему приносил голубь. Вскоре имя его стало известным, и многие приходили к нему, вступали в его обитель и постригались в монашество.

Святой Шио совершил множество чудес. В частности, он изгнал из пустыни диких зверей, вредивших братии, но оставил одного волка, для того чтобы тот пас монастырских ослов. Поэтому на иконе св. Шио часто изображают с волком. Затем он удалился в затвор, которым служила вырытая в земле и очень глубокая, более 10 метров глубины, пещера, где после многих подвигов скончался, получив перед этим напутствие Святыми Дарами от священника, который спустился к нему в яму на веревке.»

Алатырцы побывали в этой пещере, которая никого не оставила равнодушным.

Подробно о св. Шио и других христианских святых мужах и женах, царях и царицах рассказал гид Тенгиз, востоковед, знаток грузинской истории и истории христианской Церкви в Грузии. Он ежедневно подробно рассказывал историю очередного места паломничества, перечисляя события, имена и даты, и «нагружал» паломников таким количеством интереснейшей информации, что возникало чувство беспрестанного сожаления об отсутствии диктофона.

Бодбе.

Усыпальница Святой Нины – монастырь Бодбе – следующая святыня, которую посетили алатырские паломники, отправляясь в восточную Кахетию. Здесь, в Сигнахском районе, находится действующий женский монастырь Бодбе, в храме которого находится усыпальница св. Нины. Паломники с большим благоговением приложились к святыням монастыря. Первая церковь святой обители была построена в IV веке над могилой св. Нины царем Марианом. В храме Иверской Бодбийской хранится икона Божией Матери «Бодбийская». По преданию, на месте построенной церкви, где молилась св. Нина, появился родник, воды которого обладают лечебными свойствами. На территории монастыря находится купальня для омовения, к которой ведут 665 ступенек. Большинство паломники сами прошли этот путь и совершили омовение, не воспользовавшись услугами перевозчиков. Вода в купальне показалась такой бархатной, что при первом погружении у некоторых перехватило дыхание, и на второе и третье погружение они решились только после молитвенной просьбы о помощи к св. Нине.

По пути в Бодбе паломники посетили г. Сагареджо, где находится кафедральный собор Ниноцминда. Он является самым ранним архитектурным памятником христианского зодчества, и был построен в 575-м году, раньше храма Джвари. Храм был центром Сагареджийско-Ниноцминдской епархии. В 19 веке храм был разрушен землетрясением, сохранилась только восточная стена и сильно поврежденные фрески в алтарной апсиде. В настоящее время там находится действующий женский монастырь имени святой Нины.

На обратном пути из Бодбе паломники побывали в одном из красивейших городов Грузии, городе туристов Сигнахи, который является центром региона. Это город-крепость, расположенный на высоком холме в центре Алазанской долины. Он окружен крепостной стеной, которая уцелела и сегодня окружает старую часть города. По периметру стены стоят 28 сторожевых башен, с которых открывается замечательный вид на Алазанскую долину. 

В восточной Кахетии, алатырцам довелось посетить монастырь V – VII веков Дзвели (Старая) Шуамта, на стенах которого сохранились надписи на древнем грузинском алфавите Асомтаврули. Недалеко от него находится еще один древний монастырь, основанный в VI веке сирийским отцом Зеноном Икалтойским, и позднее, в XI веке превращенный в академию Арсеном Икалтоели, в которой учился Шота Руставели, о чем свидетельствует табличка в крепостной стене. Могилы Зенона и Арсена находятся на территории монастыря.

На территории другого – Алавердского монастыря расположен кафедральный собор Алаверди, основанный в первой половине VI века сирийским отцом Иосифом из Алаверди, могила которого также находится на территории собора. Нынешний собор был возведен в XI веке царем Квирике III на месте первого, имевшего вид базилики. Собор является вторым по высоте в Грузии, первым по величине среди сохранившихся средневековых соборов. Это главный храм в Кахетии, центр Алавердской епархии. Собор такой большой и величественный, что может вместить сотни человек, но находится вдали от сел и городов, и кроме нас там никого больше не было.

Древняя столица Кахетии – Греми.

Из Алаверди наш путь лежал в г. Греми, который в средние века был столицей Кахетинского царства. Там посетили шедевр средневековой архитектуры – церковь св. Архангелов, построенную в XVI веке. Недалеко от нее находится уникальная базилика IV века, одна из древнейших христианских церквей Грузии.

Вардзия – пещерно-монастырский комплекс.

«Пещерно-монастырский комплекс Вардзия расположен на юге Грузии, на расстоянии 300 км от Тбилиси, на высоте 1300 метров над уровнем моря. Комплекс был построен в XII веке царем Георгием III и царицей Тамарой. Комплекс расположен на берегу реки Куры и представляет собой сотни пещер, размещенных на южном склоне скалы, обеспеченных вследствие этого солнечным светом и теплом. Протяженность комплекса более 500 метров, и высота 100 метров. Пещеры расположены рядами в 13 этажей и соединены между собой не только открытыми подходами, но и тайными подземными ходами и выходами.»

Пещеры комплекса имеют разные размеры и назначения. Среди них больше сотни келий монахов, комнаты воинов и рабочих, 13 Церквей, несколько книгохранилищ, сотни подсобных помещений и погребов, десятки комнат царицы Тамары, которая ежедневно меняла свою резиденцию, и множество других пещер. Подземные переходы между пещерами такие узкие и темные, что там легко потеряться и без гида ходить по ним небезопасно. Паломников выручали фонарики мобильных телефонов.

«В период правления царицы Тамары и последующее время царский монастырь Вардзия играл большую роль в культурной и политической жизни страны. В настоящее время в пещерах Вардзии находятся несколько действующих церквей и главный храм - Успения Пресвятой Богородицы. На стенах храмов и их папертях сохранились настенные росписи на библейские темы с фресками Спасителя, Воздвижения Креста Господня, Распятия, Вознесения Господня, царя Георгия III, царицы Тамары и другие. Многие фрески хорошо сохранились, на них видны лики Ангелов, Богородицы, Святых и Спасителя. Многие фрески композиционно и по манере изображения Спасителя удивительно похожи на современные нам, украшающие стены наших храмов. Создается впечатление, что они созданы не в XII веке, а совсем недавно.

Стоя на паперти и рассматривая изображенные на храмах фрески, иногда даже забываешь, что находишься у храма XII века, расположенном на склоне скалы на высоте птичьего полета. Но стоит повернуть голову в сторону, как открывается головокружительный вид на панораму горных хребтов, долину реки Куры, множество сел и строений, полей и виноградников.

После своего создания монастырь просуществовал до середины 16-го века, выдержав и отразив множество нашествий врагов. В середине же 16-го века он был разрушен войском персидского шаха Тамаза, воины которого разграбили монастырь, убили монахов и защитников, сожгли хранилище книг, разорили церкви, уничтожили иконы и среди них известную икону Вардзийской Богородицы, перед которой молилась царица Тамара. В настоящее время в Вардзии находится мужской действующий монастырь.»

Троицкий собор. Встреча с патриархом Грузии Илией II.

Собор Святой Троицы был возведен в 2004-м году в Тбилиси на левом берегу Куры на холме св. Ильи. В соборе 13 престолов, его высота 105 метров, это главный храм Грузии. Паломники участвовали за богослужением, приехав пораньше, дабы иметь возможность свободно обойти собор и приложиться к его иконам и святыням. Обе службы возглавлял патриарх-католикос Грузии Илия II. Патриарху сослужили несколько архиереев, десятки священников и диаконов.

Собор, вмещающий несколько тысяч человек, невзирая на тесноту и грузинский язык, на котором велось богослужение, обе службы были по-настоящему праздничными. Очень красиво и торжественно пел патриарший хор, в котором были только мужские голоса. Красиво звучали ектеньи, которые поочередно произносили диакона.

Затем гид Тенгиз повел паломников по узким улочкам старого Тбилиси в его исторический центр, где расположены древнейшие храмы – архитектурные памятники. Здесь посетили храм Рождества Пресвятой Богородицы Анчисхати (VI век), храм Метехи (XII век), в котором находится усыпальница первой грузинской мученицы, царицы Ранской Шушаник (Vвек). Храм Сиони, освященный во имя Успения Пресвятой Богородицы, который до постройки храма Святой Троицы в 2004 году, был главным храмом Тбилиси, и в котором находилась кафедра патриарха Грузии. Там хранится череп апостола Фомы и крест из виноградной лозы, который Пресвятая Богородица передала в помощь равноапостольной Нине. Мы приложились к святыням. Это действующий собор и во время нашего посещения, в нем шло венчание.

Монастырь Давида Гареджийского.

Последней поездкой паломничества было посещение монастыря Давида Гареджийского. Монастырь находится на юго-востоке Грузии, в Гареджийской пустыне, в 60 км от Тбилиси. В пустыне нет населенных мест и поэтому в монастыре нет электричества. Группа выехала из Тбилиси днем, после окончания праздничной литургии, чтобы успеть до захода солнца посетить монастырь и спустится с горы, на склоне которой находились многие пещерные церкви, алатырцым пришлось пожертвовать обедом и перед самым восхождением перекусить на ходу.

Монастырь был основан в VI веке сирийским отцом Давидом Гареджийским, прибывшим в Грузию с миссионерской целью. По благословению своего учителя Иоанна Зедазнийского, Давид вначале поселился в Тбилиси, вдали от населенной части города, на горе, ныне именуемой Мтацминда (Святая гора), где он вырыл пещеру и прожил в ней несколько лет, посещая город и проповедуя горожанам Евангелие. Но непокорный нрав жителей города возмутил его дух, и вместе с учеником Лукианом он покинул город и удалился в Гареджийскую пустыню. Гареджийская пустыня - это высокое плоскогорье, суровое, безводное, непригодное для жизни человека. Температура летом здесь превышает 50°С, а зимой опускается до -30°С.

Там отшельники устроили обитель, которая впоследствии превратилась в знаменитую лавру. Поселившись в пещере, Давид и Лукиан усердно молились и постились, питаясь зеленью и корнями растений. Когда эта пища закончилась, Господь послал им ланей, молоком которых они питались. Однажды лани прибежали к Преподобному и пожаловались на змея, который поедал их детенышей. Преподобный повелел змею уйти, но ангел Господень явился преподобному и повелел нарушить данное змею обещание сопровождать взглядом его уход. Сошедший после этого с неба огонь поразил змея, чтобы он не мог больше причинять зло зверям и людям.

Преподобный Давид совершил множество чудес, привлекавших к нему охотников, промышлявших в этой местности. Видя святость преподобного, многие захотели остаться жить около него. Так в пустыне появилось много отшельников. На месте монашеских подвигов Давида, Лукиана и других подвижников в последующее время была построена большая лавра, объединившая 12 монастырей, из которых в настоящее время только один, расположенный у основания горы, является действующим. Преподобный Давид погребен в пещерной церкви этого монастыря рядом с учеником Лукианом.  Оказавшись в этой церкви, паломники прикладывались к их усыпальнице.

Многие церкви и монастыри лавры были расположены в пещерах на склоне высокой горы, на вершине которой находится монастырь Удабно (Пустыня), основанный в IX веке. Подняться на вершину можно было по неширокой и извилистой тропе, которая во многих местах идет по крутому склону, такому высокому, что вниз лучше не смотреть, так как его не видно. Подъем был тяжел и небезопасен, - нужна была специальная обувь и физическая подготовка, а многие паломницы были не спортивного телосложения и в шлепанцах. Однако почти все решились на подъем.

Все вышедшие в путь достигли вершины и побывали в расположенных на склоне пещерах, хотя многие из них были труднодоступны, и чтобы попасть туда, требовалось немало сил и мужества. Стены большинства пещер до сих пор украшают фрески на библейские и евангельские темы. К сожалению, все фрески находятся в плохом состоянии. На вершине горы находится здание монастыря Удабно, разрушенного еще в начале 17-го века войсками Иранского шаха Аббаса. Разорение монастыря и злодейское убийство нескольких тысяч его монахов произошло в пасхальную ночь, когда монахи с горящими свечами совершали пасхальный крестный ход.

Со склона горы и его вершины открывается величественный вид на окружающую местность. Под нами парили орлы, и на десятки километров расстилалось Кахетинское плоскогорье. Но любоваться видами было некогда, солнце уже садилось и нам пришлось, торопясь, спускаться вниз, чтобы не потеряться на склоне горы и засветло успеть вернуться к автобусу.

Последний день паломничества и культурная программа.

В последний день паломничества, воскресенье, алатырцы молились на Божественной литургии в русском храме благоверного князя Александра Невского. В прошлом веке в этой церкви служили известные не только в Грузии, но и за ее пределами подвижники благочестия, - митрополит Зиновий, гробница которого находится в левом приделе церкви, чудотворец архимандрит Виталий, архимандрит Георгий, могилы которых находятся во дворе церкви. Служба шла на двух языках, русском и грузинском, но поскольку родной язык диаконов и певчих был грузинский, то хорошо понятны были только «Господи помилуй» и ектеньи, а апостольское и евангельское чтения понять было очень трудно. После службы был устроен прощальный обед, Леван организовал его в одном из ресторанчиков Тбилиси. После обеда Тенгиз повел группу в старый Тбилиси, где была возможность погулять по его узким улочкам и площадям.

Кроме паломнических поездок предполагалась и культурная программа. Но поскольку на время паломничества пришлось два Двунадесятых праздника и два воскресных дня, которые паломники провели в Тбилиси, то из 10 дней на паломнические поездки осталось только 7 дней. Из поездок группа возвращались поздно вечером, и на культурную программу не оставалось времени. И только однажды удалось вернуться пораньше и посетить серные бани, которые будучи в Тбилиси восхвалял Александр Пушкин.

Кроме описанного выше, паломники познакомились с историей еще многих монастырей и церквей. В Кутаиси посетили храм Баграта, который был построен в 1003 году, монастырь Моцамета, постройки XI века, где покоятся мощи грузинских князей-мучеников Давида и Константина, убиенных на Пасху. Под мощами – лаз. Каждый год на Пасху вода в реке, протекающей рядом, окрашивается в красный цвет.

Храм Баграти в честь Введения Пресвятой богородицы 11 в. Мощевик с целыми суставами костей: свт. Николая, Иоанна Златоуста, влкмуч. Георгия, Димитрия Солунского, Федора Стратилата, апостолов Фомы, Варфоломея и других. Копия Туринской Плащаницы, проявившейся на полотне, лежащем на подлинной Плащанице.

Знакомясь с областью Внутренняя Картли, побывали в городе Гори, построенном в XII веке царем Давидом Строителем, и осмотрели украшающую его крепость Горис-Цихе, постройки VII века. Посетили Кафедральный собор Самтависи, построенный в XI веке и являющийся центром епархии Самтависи и Гори, и храм Атенский Сиони, постройки VII века, расположенный в живописном месте реки Тана, в 10 км. от Гори. Группе показали пещерный город-крепость Уплисцихе, расположенный в 15 км. от Гори, построенный в I тысячелетии до Рождества Христова и являвшийся политическим и культурным центром Античного периода. Внешне он напоминает пещерно-монастырский комплекс Вардзия, но его чисто мирское назначение как-то необъяснимо лишало его сакральной привлекательности.

Были и другие места посещений, но все поездки были не просто интересны и содержательны, а несли в себе молитвенный настрой. И вся паломническая поездка в Грузию воспринималась, как ожившая сказка и праздник радости, о чем многие паломники не раз говорили на прощальном обеде и во время других трапез. И очень символичен был сильный дождь в день отъезда, - сама природа вместе с алатырцами оплакивала расставание с этой святой страной – Грузией.

 

Сайты, использованные при написании паломнической поездки:

https://ntts.lt/ru/news-gruziya--udel-presvyatoi-bogoroditsy-vpechatleniya-palomnika

http://www.saints.ru/m/14o.ravn.Iverskii-Mirian.sv.Nana  

http://blagozdravnica.ru/svyaty-e-pomoshhniki-bezdetny-h-suprugov-chast-1/

https://azbyka.ru/days/saint/3972/group

http://allmyworld.ru/gorod-vardzia-vardziya-gruziya-foto/

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники