Вернуться на главную страницу
Вернуться на главную страницу Просмотреть контактные данные Просмотреть карту сайта Перейти в гостевую книгу Перейти на страницу импорта новостей
ОБРЕТЕНИЕ ЧЕСТНЫХ МОЩЕЙ ПРЕПОДОБНОГО СЕРГИЯ, ИГУМЕНА РАДОНЕЖСКОГО

18 июля (5 июля по старому стилю) Церковью установлено молитвенное празднование обретения мощей святого преподобного Сергия, игумена Радонежского и всея России чудотворца.

 

В 2019 году торжественное богослужение в Гефсиманском Черниговском скиту в этот день возглавил Митрополит Астраханский и Камызякский Никон, которому сослужили Епископ Карагандинский и Шахтинский Севастиан, Епископ Кинешемский и Палехский Иларион, Епископ Алатырский и Порецкий Феодор, Епископ Уржумский и Омутнинский Иоанн, Епископ Савватий, Епископ Шуйский и Тейковский Матфей и братия скита.

 

События, воспоминаемые ныне, относятся к началу XV века. В 1408 году случился очередной набег татарских орд на Москву и ее окрестности. Обитель, учрежденная некогда преподобным Сергием, оказалась опустошена и сожжена, а инокам пришлось урываться в окрестных лесах, оберегая от поругания иконы, книги и другие святыни.

 

По возвращении монахов в обитель было принято решение на месте старых деревянных церквей воздвигнуть храмы из камня. И вот, перед началом строительства храма во имя Живоначальной Троицы, сам преподобный Сергий явился одному благочестивому мирянину и через него известил игумена и братию: "Зачем оставляете меня столько времени во гробе, землей покровенного, в воде, утесняющей тело мое?" 5 июля 1422 года при рытье рвов для фундамента оказались открыты и изнесены честные нетленные мощи святого. Произошло это при князе Звенигородском Юрии Димитриевиче, крестнике преподобного Сергия, сыне святого благоверного князя Димитрия Донского. При освящении Троицкого собора туда перенесли честные мощи игумена Радонежского, где они пребывают и по сей день.

 

С малых лет преподобный Сергий, при крещении нареченный Варфоломеем, отличался от сверстников особым постническим подвигом, молитвенным настроем, нестяжательностью. По смерти родителей, преподобных Кирилла и Марии, он вместе со старшим братом Стефаном покинул дом и в глухом лесу, к северу от Радонежа, воздвиг церковь, которую освятили во имя Святой Троицы. Быт отшельников был настолько суров, что Стефан не выдержал такого испытания и вскоре перешел в один из Московских монастырей. Варфоломей же в 24 года принял монашеский постриг с именем Сергий и продолжил свой молитвенный и постнический подвиг. Несмотря на то что церковь располагалась вдали от городов, весть о подвижнике быстро распространилась – место уединенного моления стало обителью, в которой подвязались иноки, избравшие особо строгий подвиг пустынничества. Церковная утварь сохранялась самой простой: ризы из крашенины, священные сосуды – из дерева, вместо свечей была лучина.

 

В своем слове в день празднования обретения мощей преподобного Сергия Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл говорит:

 

«У святителя Иоанна Златоуста находим такие слова: «Со святостью связано великолепие, потому что великолепие — это и есть святость»…

 

…Мы поражаемся великолепию Троице-Сергиевой лавры, подвигу монахов, зодчих, строителей, которые создали этот дивный ансамбль. Со всего мира люди приезжают только для того, чтобы хоть раз в жизни взглянуть на это великолепие, сфотографировать его на память. Но если бы не было содержания за этим великолепием, если бы люди не отдавали себе отчет, что все это создано во славу Божию, что человеческий талант так явил себя на сравнительно малой территории, создав поистине сокровища мировой архитектуры, то и самой бы этой красоты здесь не было.

 

То, что я сейчас говорю, имеет отношение к жизни каждого из нас. Каждому свойственно стремиться к великолепию — в той или иной степени, в зависимости от материальных возможностей, от служебного положения, от культуры человека. У каждого есть желание выглядеть достойно, одеваться соответствующим образом, иметь хорошие манеры. Все это правильные усилия, и они не порицаются Церковью при одном условии: если стремление сделать красивой свою внешнюю жизнь сочетается с активной работой над внутренним содержанием. Только тогда и будет великолепие — когда великолепный облик будет отражать внутреннее великолепие человека, причем внешнее всегда вторично.

 

Преподобный Сергий не отличался великолепием риз, в которых он служил. Не отличались великолепием и убогие деревянные кельи, в которых жили иноки. Но как быстро это святое место расцвело внешней, но действительно спасающей красотой!

 

…Молитвами преподобного и богоносного отца нашего Сергия, игумена Радонежского, Господь да поможет нам создавать подлинное великолепие личной, семейной, общественной жизни, умножать красоту наших городов и сел, строить подлинно красивую страну, где внешняя красота поддерживалась бы силой духа и внутренней красотой нашего народа».

TwitterGoogle BuzzFriendFeedFacebookВКонтактеМой МирLiveJournalDeliciousGoogleОдноклассники