РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ Преосвященнейшего Феодосия, епископа Алатырского и Порецкого

РОЖДЕСТВЕНСКОЕ ПОСЛАНИЕ

 Преосвященнейшего Феодосия, епископа Алатырского и Порецкого

ВСЕЧЕСТНЫМ ПАСТЫРЯМ, БОГОЛЮБИВЫМ, ИНОКАМ И ИНОКИНЯМ, 

ВСЕМ ВЕРНЫМ ЧАДАМ ХРИСТОВОЙ ЦЕРКВИ



Возлюбленные о Господе пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Христос рождается – славьте!

Христос с небес – встречайте!

Христос на земле – возноситесь!

(Ирмос 1 песни Канона Рождества Христова,

перевод на русский язык проф.М.Н. Скабаллановича)

         Сегодня мы собрались в святых храмах, чтобы вместе вспомнить и отпраздновать великий праздник Рождества Господа нашего Иисуса Христа.

Пошел … Иосиф из Галилеи, из города Назарета, в Иудею, в город Давидов, называемый Вифлеем…, записаться с Мариею, обрученною ему женою, которая была беременна. Когда же они были там, наступило время родить Ей; и родила Сына Своего Первенца, и спеленала Его, и положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице. (Лк. 2:4-7).

         Это исключительное событие в истории человечества, изменившее ход мировой истории. Бог, создавший человека и всю Вселенную, по Своей любви и милосердию пришел на землю, приняв человеческое естество, ограничив Себя во времени и в пространстве и став во всем подобным нам, кроме греха. Как и апостол Павел свидетельствует, что Господь Иисус Христос уничижил Себя Самого, приняв образ раба, сделавшись подобным человекам и по виду став как человек (Флп. 2:6-7). В этом событии великая тайна нашего спасения.

 В той стране были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень, и слава Господня осияла их...И сказал им Ангел: не бойтесь; я возвещаю вам великую радость...ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель, Который есть Христос Господь; и вот вам знак: вы найдете Младенца в пеленах, лежащего в яслях. (Лк.2:8-12).

         Святой Ириней Лионский, богослов и святитель II века, боровшийся с ересью гностицизма, писал: «Слово Божие сделалось человеком и Сын Божий – Сыном Человеческим, чтобы [человек], соединившись с Сыном Божиим и получив усыновление, сделался сыном Божиим». Эти слова говорят нам о духовном значении праздника Рождества Христова. Господь стал Человеком, соединив в Себе Божественное естество с человеческим, чтобы вернуть нас не просто к первозданному состоянию, в котором пребывали наши святые праотцы Адам и Ева до грехопадения, а обрести еще большую славу и честь – стать сынами Божиими по благодати и в Вечном Царстве, наслаждаться блаженным пребыванием с нашим Творцом и Вседержителем всего мира.

И внезапно явилось с Ангелом многочисленное воинство небесное, славящее Бога и взывающее: слава в вышних Богу, и на земле мир, в человеках благоволение!(Лк.2:13-14). 

         Рождение Богомладенца Христа вызвало радость и благоговение на Небе – Ангелы явились на земли и воспевали торжественную песнь. Святитель Григорий Палама, архиепископ Фессалоникийский и защитник учения о Нетварном Божественном Свете, говорил, что пастыри, оказавшись посреди Ангелов, научились от Них хвалебному гимну и вместе составили общий хор. В этой поистине небесной и земной песни мы слышим о том, что в Своем пришествии Сын Божий восстановил мир между Богом и человеком, и человек в очах Божиих приобрел благоволение. Подобно древним пастухам будем и мы радоваться и благоговеть перед этим великим событием, празднуя таинственное вочеловечение Господа нашего Иисуса Христа.

Когда Ангелы отошли от них на небо, пастухи сказали друг другу: пойдем в Вифлеем и посмотрим, что там случилось, о чем возвестил нам Господь. И, поспешив, пришли и нашли Марию и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. (Лк.2:15-16).

         И мы подобно вифлеемским пастухам сейчас предстоим перед Богомладенцом Христом, Его Пречистой Матерью и святым Иосифом Обручником и дивимся тому, что произошло в Вифлеемской пещере. Воплотился Тот, Кто рожден от Бога Отца в вечности и Кому дана власть над духовным и физическим миром, Он, здесь, как Младенец лежит в яслях или кормушке для скота, но, несмотря на это, Он в Своем явлении преподносит великий дар всему человечеству - «разрешает же многоплетенныя пленицы прегрешений» («разрешает многозапутанные узы прегрешений» - перевод на русский язык проф. М.Н. Скабаллановича. Тропарь 6 песни канона Рождества Христова). Господь Иисус Христос, как второй Адам, разрешает грехопадение наших прародителей и дарует прощение наших личных грехов.

И возвратились пастухи, славя и хваля Бога за всё то, что слышали и видели, как им сказано было. (Лк.2:20).

         Древние пастухи, видя удивительные события Рождества Христова, но, не понимая до конца их значения, славили и хвалили Бога. И перед нами встает вопрос: как же нам тогда следует встречать этот великий и радостный праздник? Давайте задумаемся: как мы отмечаем свой день рождения или дни рождения наших родных и близких людей? Мы собираемся все вместе, устраиваем совместную трапезу, поздравляем именинника и дарим ему подарки. Так и мы сегодня собрались на общую Евхаристическую трапезу, чтобы быть в Единстве с Господом и друг другом, прославляем Богомладенца Христа в песнопениях и молитвах и должны также принести Ему подарок. Но какой подарок мы можем Ему принести?

         Некогда древние волхвы, пришедшие поклониться Господу Иисусу Христу, принесли Ему самые дорогие дары – золото, благовонный ладан и смирну для погребения. Они принесли дары видимые, но они заключали в себе, как говорит святой Иоанн Златоуст, «познание, послушание и любовь». Так и мы подобно им принесем Богомладенцу Христу ­ познание, что Господь, Единый в Троице и Троичный в Лицах, есть Истинный Бог, и Он есть для нас Источник всякого знания необходимого для спасения. Послушание, чтобы жить согласно заповедям, которые Господь открыл на горе Синайской, а потом дополнил на горе Блаженств. Неподдельную любовь, которая означает, что все делаемое нами ради Господа должно быть не из страха наказания, не из желания обогатиться или получить награду, а по бескорыстной любви к Нему.

         И да сподобит Господь быть нас достойными встречи с Родившимся в мир Богомладенцем Христом! Пусть радость этого события не только наполняет нас, но и проявляется во внешний, окружающий нас мир, чтобы и в нем воцарились мир и благоденствие, и люди смогли почувствовать Любовь Божию. Аминь!

+ФЕОДОСИЙ,

ЕПИСКОП АЛАТЫРСКИЙ И ПОРЕЦКИЙ

Рождество Христово

     2024/2025 года