Доклад иерея Дмитрия Белова на епархиальных образовательных Рождественских чтений 2025\2026

Священник Дмитрий Белов,

 настоятель храма иконы Божией Матери "Нечаянная радость" г. Алатырь

Образ и образование

Образ - это способ представить и передать смысл через форму.

Первообраз

Человек сотворён по образу Божию (Быт. 1:26).

Христос - Первообраз человека в полном и окончательном смысле.

- Отец - Первообраз Сына по Божеству.

- Христос - Первообраз обновлённого человека по человечеству.

1. Свт. Ириней Лионский

Первообраз человека — Христос

«Человек был создан по образу Божию, а образом Божиим является Сын»
Смысл:
Образ человека изначально соотнесён не с абстрактным Богом, а с Христом как Первообразом.

2. Свт. Афанасий Великий

Восстановление образа — возвращение к Первообразу

«Образ Божий в людях был повреждён, и нужно было, чтобы Сам Образ Божий снова восстановил людей по Себе»

Смысл:
Спасение — не про прощение, а про онтологическое восстановление образа через Первообраз.

3. Свт. Кирилл Александрийский

Христос — Первообраз обожённого человечества

«Он стал подобен нам, чтобы мы стали подобны Ему»

Смысл:
Христос — мера и форма того, каким человек призван стать.

Образование

Цель образования в христианском смысле - восстановление и раскрытие в человеке образа через уподобление Первообразу, а не просто передача знаний. Образование — это помощь человеку стать тем, кем он призван быть.

1. Что именно «образовывается»

Не информация и не навыки сами по себе, а человек как целостная личность:

- разум,

- воля,

- способность к любви,

- ответственность и свобода.

Знания — средство, не цель.

2. Связь с Первообразом

Если Первообраз — Христос, то образование направлено на:

- просветление ума (истина),

- исправление воли (добро),

- воспитание сердца (любовь).

3. Образование принципиально отличается от дрессировки

Принципиальное различие:

- дрессировка → формирует поведение;

- образование → формирует личность.

Христианское образование:

- не ломает свободу,

- не подменяет цель внешним успехом,

- не сводится к пользе и рынку.

4. Почему без Первообраза образование теряет смысловое значение

Без ориентации на Первообраз:

- человек становится «ресурсом»,

- знания — инструментом власти,

- успех — мерой ценности личности.

С Первообразом:

- личность важнее функции,

- истина важнее выгоды,

- воспитание важнее натаскивания.

5. Практическая формула

Можно сформулировать так:

Образование — это соработничество в восстановлении образа Божия в человеке через истину, свободу и любовь.

6. Кратко для педагогики

- цель: становление личности;

- критерий: соответствие Первообразу;

- метод: раскрытие, а не навязывание;

- результат: свободный, рассудительный и ответственный человек.

Обоживание

«Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20)

Обожение – это не моральное улучшение

- не просто «стать лучше»,

- не просто «получить прощение»,

- а реальное преображение человека.

Кратко в одной схеме

- Первообраз — Христос

- Образ — человек

- Грех — искажение образа

- Спасение — восстановление образа

- Обожение (то есть вхождение в образ) — уподобление Первообразу

Педагог

Педагог в этом смысле — это соработник Бога, помогающий человеку раскрыть и восстановить в себе образ и прийти к Первообразу.

Коротко:

Педагог — не формировщик и не контролёр, а проводник и хранитель пути роста личности.

1. Кем педагог не является

Важно сразу снять подмены:

- не «лепит» человека под стандарт,

- не заменяет собой совесть,

- не подменяет Первообраз собственным авторитетом.

Если педагог становится «первообразом» — это искажение.

2. Кем педагог является

По сути:

- свидетелем смысла, а не источником истины;

- сопровождающим, а не управляющим;

- хранителем свободы, а не дрессировщиком.

Его задача:

- не вложить,

- а раскрыть;

- не подменить путь,

- а помочь пройти.

3. Отношение к Первообразу

Педагог:

- сам соотнесён с Первообразом,

- учит не «от себя»,

- отвечает не только за знания, но и за направление развития личности.

Воспитывают не методы, а состояние человека.

4. Границы педагогической власти

Христианская педагогика строго ограничивает власть педагога:

- нельзя вторгаться в свободу совести,

- нельзя ломать волю «ради результата»,

- нельзя жертвовать личностью ради системы.

5. Практическая формула

Педагог — это специалист, сопровождающий развитие личности ребёнка, уважая его свободу и достоинство, и создающий условия для раскрытия его образа и даров.

Педагог отвечает не за то, кем станет ребёнок, а за то, будет ли у него возможность стать собой.

Безобразие

Безо́бразие в педагогике — то есть утрата ориентации на образ и Первообраз — не проходит бесследно. Оно всегда даёт конкретные, предсказуемые последствия.

1. Что значит «безобразие» здесь

Не внешнее хамство, а отсутствие образа цели:

- ребёнок не видится как личность,

- нет понимания, кем он должен стать,

- образование сводится к функции и пользе.

Итог: воспитание без смысла.

2. Последствия для ребёнка

1) Распад целостности

- знания есть — смысла нет;

- навыки есть — воли нет.

2) Подмена идентичности

Ребёнок начинает:

- мерить себя успехом,

- искать ценность во внешнем одобрении,

- копировать роли вместо становления личности.

3. Последствия для педагога

- профессиональное выгорание;

- потеря авторитета без применения силы.

Педагог остаётся без внутреннего основания.

4. Последствия для системы

- формализм и отчётность вместо живого дела;

- рост конфликтов и насилия;

-воспитание удобных исполнителей или бунтарей,
но не свободных людей.

Безобразие в педагогике рождает безответственных людей и жестокие системы.

Образованный

Быть образованным в этом смысле — значит быть приведённым в образ, а не просто «много знать».

Коротко:

образованный человек — это тот, в ком образ не разрушен и не подменён.

1. Образованность не значит

- объём знаний,

- дипломы,

- интеллект без нравственного стержня,

- успешная социализация любой ценой.

Знания могут быть — образа может не быть.

2. Что это значит по существу

1) Целостность

- разум, воля и сердце не разорваны;

- знания служат обществу, а не тщеславию;

- свобода связана с ответственностью.

2) Схожесть с Первообразом

- есть внутренняя мера добра и зла;

- есть чувство границы и достоинства;

- человек не ставит себя мерой всего.

3) Способность к росту

- умение учиться и меняться;

- принятие истины, даже неудобной;

- способность к покаянию и исправлению.

3. Классическая формула

Образованность - это просвещённый ум + исцеленная воля + воспитанное сердце

4. Практические признаки образованного человека

- он не унижает другого;

- умеет различать цель и средство;

- не торгует совестью ради выгоды;

- способен к свободному выбору;

- несёт ответственность за последствия.

Образованный человек — это личность, способная осмысленно, свободно и ответственно действовать, сохраняя достоинство своё и другого.

Необразованный

Это человек лишенный возможности получить образование

Безобразный

А безобразный, тот кто, не получив должного образа, сам создаёт собственный образ, чаще всего построенный на эгоизме и извлечении выгод

Все мы родом из детства и помним своих педагогов

Министерство знаний

В современной России образование по названию остаётся образованием,
но по содержанию часто сводится к администрированию обучения и отчётных знаний.

Современные родители — это результат того образа (образования), которое в них вложили

У педагога экзамен каждый день (на соответствие)

Если нет образа, то на кого равняться?

Что ждет нас, наших потомков?