Священник Дмитрий Белов,
настоятель храма иконы Божией Матери "Нечаянная радость" г. Алатырь
Образ и образование
Образ - это способ представить и передать смысл через форму.
Первообраз
Человек сотворён по образу Божию (Быт. 1:26).
Христос - Первообраз человека в полном и окончательном смысле.
- Отец - Первообраз Сына по Божеству.
- Христос - Первообраз обновлённого человека по человечеству.
1. Свт. Ириней Лионский
Первообраз человека — Христос
«Человек был создан по образу Божию, а образом Божиим является Сын»
Смысл:
Образ человека изначально соотнесён не с абстрактным Богом, а с Христом как Первообразом.
2. Свт. Афанасий Великий
Восстановление образа — возвращение к Первообразу
«Образ Божий в людях был повреждён, и нужно было, чтобы Сам Образ Божий снова восстановил людей по Себе»
Смысл:
Спасение — не про прощение, а про онтологическое восстановление образа через Первообраз.
3. Свт. Кирилл Александрийский
Христос — Первообраз обожённого человечества
«Он стал подобен нам, чтобы мы стали подобны Ему»
Смысл:
Христос — мера и форма того, каким человек призван стать.
Образование
Цель образования в христианском смысле - восстановление и раскрытие в человеке образа через уподобление Первообразу, а не просто передача знаний. Образование — это помощь человеку стать тем, кем он призван быть.
1. Что именно «образовывается»
Не информация и не навыки сами по себе, а человек как целостная личность:
- разум,
- воля,
- способность к любви,
- ответственность и свобода.
Знания — средство, не цель.
2. Связь с Первообразом
Если Первообраз — Христос, то образование направлено на:
- просветление ума (истина),
- исправление воли (добро),
- воспитание сердца (любовь).
3. Образование принципиально отличается от дрессировки
Принципиальное различие:
- дрессировка → формирует поведение;
- образование → формирует личность.
Христианское образование:
- не ломает свободу,
- не подменяет цель внешним успехом,
- не сводится к пользе и рынку.
4. Почему без Первообраза образование теряет смысловое значение
Без ориентации на Первообраз:
- человек становится «ресурсом»,
- знания — инструментом власти,
- успех — мерой ценности личности.
С Первообразом:
- личность важнее функции,
- истина важнее выгоды,
- воспитание важнее натаскивания.
5. Практическая формула
Можно сформулировать так:
Образование — это соработничество в восстановлении образа Божия в человеке через истину, свободу и любовь.
6. Кратко для педагогики
- цель: становление личности;
- критерий: соответствие Первообразу;
- метод: раскрытие, а не навязывание;
- результат: свободный, рассудительный и ответственный человек.
Обоживание
«Уже не я живу, но живёт во мне Христос» (Гал. 2:20)
Обожение – это не моральное улучшение
- не просто «стать лучше»,
- не просто «получить прощение»,
- а реальное преображение человека.
Кратко в одной схеме
- Первообраз — Христос
- Образ — человек
- Грех — искажение образа
- Спасение — восстановление образа
- Обожение (то есть вхождение в образ) — уподобление Первообразу
Педагог
Педагог в этом смысле — это соработник Бога, помогающий человеку раскрыть и восстановить в себе образ и прийти к Первообразу.
Коротко:
Педагог — не формировщик и не контролёр, а проводник и хранитель пути роста личности.
1. Кем педагог не является
Важно сразу снять подмены:
- не «лепит» человека под стандарт,
- не заменяет собой совесть,
- не подменяет Первообраз собственным авторитетом.
Если педагог становится «первообразом» — это искажение.
2. Кем педагог является
По сути:
- свидетелем смысла, а не источником истины;
- сопровождающим, а не управляющим;
- хранителем свободы, а не дрессировщиком.
Его задача:
- не вложить,
- а раскрыть;
- не подменить путь,
- а помочь пройти.
3. Отношение к Первообразу
Педагог:
- сам соотнесён с Первообразом,
- учит не «от себя»,
- отвечает не только за знания, но и за направление развития личности.
Воспитывают не методы, а состояние человека.
4. Границы педагогической власти
Христианская педагогика строго ограничивает власть педагога:
- нельзя вторгаться в свободу совести,
- нельзя ломать волю «ради результата»,
- нельзя жертвовать личностью ради системы.
5. Практическая формула
Педагог — это специалист, сопровождающий развитие личности ребёнка, уважая его свободу и достоинство, и создающий условия для раскрытия его образа и даров.
Педагог отвечает не за то, кем станет ребёнок, а за то, будет ли у него возможность стать собой.
Безобразие
Безо́бразие в педагогике — то есть утрата ориентации на образ и Первообраз — не проходит бесследно. Оно всегда даёт конкретные, предсказуемые последствия.
1. Что значит «безобразие» здесь
Не внешнее хамство, а отсутствие образа цели:
- ребёнок не видится как личность,
- нет понимания, кем он должен стать,
- образование сводится к функции и пользе.
Итог: воспитание без смысла.
2. Последствия для ребёнка
1) Распад целостности
- знания есть — смысла нет;
- навыки есть — воли нет.
2) Подмена идентичности
Ребёнок начинает:
- мерить себя успехом,
- искать ценность во внешнем одобрении,
- копировать роли вместо становления личности.
3. Последствия для педагога
- профессиональное выгорание;
- потеря авторитета без применения силы.
Педагог остаётся без внутреннего основания.
4. Последствия для системы
- формализм и отчётность вместо живого дела;
- рост конфликтов и насилия;
-воспитание удобных исполнителей или бунтарей,
но не свободных людей.
Безобразие в педагогике рождает безответственных людей и жестокие системы.
Образованный
Быть образованным в этом смысле — значит быть приведённым в образ, а не просто «много знать».
Коротко:
образованный человек — это тот, в ком образ не разрушен и не подменён.
1. Образованность не значит
- объём знаний,
- дипломы,
- интеллект без нравственного стержня,
- успешная социализация любой ценой.
Знания могут быть — образа может не быть.
2. Что это значит по существу
1) Целостность
- разум, воля и сердце не разорваны;
- знания служат обществу, а не тщеславию;
- свобода связана с ответственностью.
2) Схожесть с Первообразом
- есть внутренняя мера добра и зла;
- есть чувство границы и достоинства;
- человек не ставит себя мерой всего.
3) Способность к росту
- умение учиться и меняться;
- принятие истины, даже неудобной;
- способность к покаянию и исправлению.
3. Классическая формула
Образованность - это просвещённый ум + исцеленная воля + воспитанное сердце
4. Практические признаки образованного человека
- он не унижает другого;
- умеет различать цель и средство;
- не торгует совестью ради выгоды;
- способен к свободному выбору;
- несёт ответственность за последствия.
Образованный человек — это личность, способная осмысленно, свободно и ответственно действовать, сохраняя достоинство своё и другого.
Необразованный
Это человек лишенный возможности получить образование
Безобразный
А безобразный, тот кто, не получив должного образа, сам создаёт собственный образ, чаще всего построенный на эгоизме и извлечении выгод
Все мы родом из детства и помним своих педагогов
Министерство знаний
В современной России образование по названию остаётся образованием,
но по содержанию часто сводится к администрированию обучения и отчётных знаний.
Современные родители — это результат того образа (образования), которое в них вложили
У педагога экзамен каждый день (на соответствие)
Если нет образа, то на кого равняться?
Что ждет нас, наших потомков?