Древний период
К началу нашей эры в Среднем Поволжье обитали угро-финские племена. Сюда проникали и сарматы. В результате продвижения в Европу догунских тюрков, гунских кочевых орд, затем авров и других тюрков сарматские и угро-финские племена Поволжья в первой пол. Перваго Тысячелетия подверглись тюркизации. В 7 веке произошли большие изменения этнического состава населения Среднего Поволжья в связи с вторжением с нижней Волги многочисленных болгарских племен.
Ещё в 5 веке болгары кочевали по значительной территории Северного и Восточного Приазовья. О них рассказывали Иордан, Иоанн Малала, Феофан, Георгий Мних и др.
В 70-х гг. 6 века все болгарские племена подпали под власть Западно-Тюрского каганата. Это заставило их сблизиться с Византией.В 619 г. болгарский князь Органа прибыл в Константинополь со своей свитой и принял христианство. Князь Органа объединил под своей властью много болгарских племен. Но наибольшего могущества болгарский союз достиг при преемнике Органа, князе Курбатте. Он объединил не только болгар, но и сувар.
Сувары жили в степях Западного Прикаспия. По языку и происхождению сувары были родственные с болгарами. Уже в 6 веке у них появилась своя письменность.
Со смертью князя Курбата, некогда мощное болгарское ханство распалось под ударами хазар. Обессиленные болгары во главе с Аспарухом ушли на запад. Они прошли всё северное Причерноморье и остановились в дельте р. Дунай на границе с Византийской Империей. Здесь пришлые болгары смешались со славянами, переняв их язык и обычаи. Причем славяне сохранили за собой имя пришедшего народа.
Другая группа болгарских племен подались на северо-восток. Быстро подчинив местное население на средней и Волге нижней Каме, они образовали государство Волжскую Болгарию (Булгарию).Вместе с болгарами в Поволжье пришли сувары. Начался процесс формирования единой народности путем сближения болгар и сувар, а также ассимиляции местных финно-угров.
Уже во второй половине 10 века Волжская Болгария превратилась в большое государство. Его восточная граница проходила по левому берегу р. Белой, на юге-по Самарской Луке, на западе-до устья р. Оки. Географическое положение страны, занимавшей среднюю часть великого волжского пути обусловило её важную роль в транзитно-посреднической торговле. Столица Волжской Болгарии город Болгар находился на пересечении крупных водных путей и сухопутного караванного пути из Средней Азии в Европу. Арабский писатель 10 века Ибн-Русте сообщал следущее:"Булгары-народ земледельческий и возделывают всякого рода зерновой хлеб, как-то: пшеницу, ячмень и просо. Все из руссов, живущих по обеим берегам Волги, везут к болгарам товары свои, как-то меха собольи, горностаев, беличьи и другие".Вообще,между Болгарией Волжской и Киевской Русью был заключен в 1006 г. договор о свободе торговли. Чуть ранее, в 985г. был заключен вечный мир между болгарами волжскими и русскими: "и реша болгаре, толи не будет межю нами мира, елико камень начнет плавати,а хмель почне тонути".
Официальной религией Волжской Болгарии был ислам. Но мусульманство приняла лишь верхушка общества, малая часть. В большинстве болгарский народ придерживался "старой веры"-язычества. Поводом принятия ислама явилась зависимость волжских болгар от хазар.Болгары были вынуждены обратиться к арабскому халифу за помощью. В 921гю халиф прислал посольство, секретарем которого был Ибн-Фадлан. В результате переговоров болгарский князь признал себя вассалом арабского халифа. Вместе с проповедниками ислама халив прислал мастеров,которые построили из дуба крепость в городе Болгаре, окопав её рвом и валом.
Христианство в Волжской Болгарии
Известно, что со многими государствами Европы и Азии у Волжской Болгарии установились устойчивые и оживленные связи. Сюда приезжали купцы из христианских стран-греки, армяне, грузины и славяне. Торговцы из христианских стран могли ознакомить местное население со своей верой. Также и болгары волжские, путешествовавшие по торговым делам могли не заметить доброго поведения христиан. Поэтому христианство не было безвестно в Волжской Болгарии.
Сразу после заключения мира между Волжской Болгарией и Киевской Русью, в 986 году к великому князю Киевскому Владимиру прибыли послы из Волжской Болгарии ипредлагали ему принять магометанство.Со стороны булгар подобный поступок был естественен в то время. Незадолго пред тем они сами приняли ислам и сохраняли весь жар религиозного энтузиазма к распространению своей веры. К тому же через свою веру волжские болгары желали войти в теснейшее отношение содружество с таким могущественным европейским правителем, каким был киевский князь.
Став христианином великий князь Владимир решил отблагодарить волжских болгар лучшею услугой. Он послал к ним греческого ученого философа Марка Македонянина, чтобы те оставили свою веру, которую "неведяще хвалили", как говорил сам великий князь. Однако волжские болгары не вняли христианской проповеди. Лишь четыре знатных болгарина явились в Киев, где они приняли святое крещение. "Владимир же чествова их и много удольствова "-сообщает нам Ипатьевская летопись.
Были и другие примеры обращения язычников и мусульман в христианство.
Русские летописцы упоминают о болгарине Авраамии, который принял мученическую смерь за Христа от своих соплеменников в 1229 году. Авраамий был купец и, путешествуя по торговым делам, он познакомился с христианством, приняв его со всей своей душой. Ещё будучи последователем Магомета он отличался целомудрием и избрал жизнь безбрачную. Став христианином Авраамий при всяком удобном случае учил о Боге-Спасителе Иисусе Христе. Однако ему пришлось встретить напор соплеменников, которые вынуждали его отречься от христовой веры. Видя его непреклонность, Аврамия предали на долгие и многоразличныя мучения, а затем, повесив вниз головой, отсекли ему руки, ноги и голову. Мученическая кончина святого последовала 1 апреля 1229 года.
Русские купцы похоронили тело мученика в том квартале города Болгары, где жили христиане. Над гробом Авраамия стали совершаться чудеса. Когда об этом узнал князь Георгий Всеволодович Владимирский, то он захотел иметь у себя мощи святого. Спустя год князь Георгий испросил себе останки святаго мученика. В 1230 г. их перенесли в г. Владимир на Клязьме и положили в Успенском Княгиненском девичьем монастыре, где они покоятся до ныне.
Память святого мученика Авраамия Болгарского совершается 1 апреля по старому стилю/ 14 апреля по новому стилю.
Святой Авраамий Болгарский не был единственным христианином. По замечанию Ибн-Хаукля "между внутренними, т.е. приволжскими болгарами есть христиане". Археологические исследования подтверждают этот факт.
Ещё в 1916 г. профессор Смолин В.Ф. описал погребения так называемой Греческой палаты города Великие Болгары, которые свидетельствуют о христианском происхождении покойников. Кроме того, там же было найдено несколько медных и каменных образов. Из них самый замечательный медный образ, известный под именем "Греческой Божией Матери. По мнению исследователей, в том числе и советских ученных-археологов, греческая палата представляет из себя нечто иное, как христианский храм с часовней при нём. При археологических раскопках 1948 г. в ремесленном квартале города Болгары были найдены шиферные и медные кресты, относящиеся к 11-12 вв.
Все эти археологические раскопки служат лучшим доказательством того, что христианство в волжских болгар имело своих последователей.
Известно также, что заботами великого князя Андрея Боголюбского были крещены многие волжские болгары. Причем крестились не только пленники после войны 1164 г., но и те, кто свободно бывали в Боголюбове и во Владимире.
Христианство в Золотой Орде
В 1236 г. Волжская Болгария пала под ударами Орды монголо-татарского хана Батыя. "О множества войск земля стонала и гудела, а от многочисленности и шума полчищ столбенели дикие звери и хищные животные"-свидетельствовал очевидец разорения историк Джувейни.
Территория Волжской Болгарии полностью вошла в Золотую Орду. В этот период произошли значительные изменения в составе и расселении населения бывшаго Болгарского государства. Булгары и сувары массами уходили в северные лесные районы, за р. Каму и правобережье Волги. Но волжские болгары были выше своих завоевателей кочевников культурно и экономически, почему смогли сохранить свою самобытность. Официальной религии в Золотой Орде не было. Сохранились языческие обряды, сложившиеся у ордынских кочевников ещё в степи.
Доподлинно известно, что Рим пытался склонить самих ханов к принятию католичества. В 1245 г. Папа отправил на Восток посольство во главе с монахом-францисканцем Иоанном де Плано-Карпине. Через два года было направлено второе посольство. Так завязались дипломатические переговоры Римской курии с Ордой. Однако хан Батый отказался принять христианство.
Вообще, монголы отличались веротерпимостью. Основным правилом их жизни служила "Книга запретов" под названием Яса, которая предписывала веротерпимость и уважение ко всем религиям. С суеверным страхом ханы смотрели на служителей других вер и предпочитали быть с ними в мире. В ханских ярлыках строго каралась хула веры русских, что означало признание православия.
С согласия хана Берге или Берке в столице Золотой Орды - городе Сарае была учреждена в 1261 г. епископская кафедра. Причем хаены не чинили препятствий к обращению своих подданных в христианство. Самый трогательный пример обращения к святой вере представляет собой родной племянник хана Берке. Он тайно ушел в Ростов Великий, где крестился, устроил монастырь на свои средства, а затем вступил в брак и умер в глубокой старости под именем Петра, царевича Ордынского.
Несмотря на всю тяжесть монгольского ига проповедники веры христианской возвещали веру своим поработителям и иногда имели успех. В 1279 г. дочь хана Менгу-Темира вышла замуж за ярославского князя Феодора Ростиславовича. Крестившись с именем Анна, она отличалась впоследствии высоким благочестием. Сам хан Менгу полюбил князя Феодора и дал своему зятю с дочерью на содержание города-Чернигов, болгар, Арск, Казань и др.,-всего 36 городов. Князь испросил у хана позволение выстроить в Орде церкви и всеми силами оказывал поддержку православному духовенству.
Грубые кочевники постепенно переходили к оседлой жизни. От порабощенных ими волжских болгар они приняли веру и усвоили культуру.В 1313 г. хан Узбек принял ислам и сделал мусульманство господствующим в Орде.
протоиерей Сергий Пушков