Слово Преосвященнейшего Феодосия, епископа Алатырского и Порецкого на открытии VIII Межрегиональной научно-практической конференции «Духовность как стратегическая основа безопасности современного российского общества»

Приветственное слово епископа Алатырского и Порецкого Феодосия на VIII межрегиональной научно-практической конференции:

«Духовность как стратегическая основа безопасности современного российского общества»

 

Ваше Преосвященство, Ваше Превосходительства, Ваше преподобие!

Дорогие отцы, братья и сестры!

   Тема «духовности как стратегической основы безопасности современного российского общества» выбрана нами не случайно. Так как духовная безопасность сегодня является основным стержнем государственной безопасности[1], особенно в условиях современного геополитического соперничества[2].

   Но, прежде чем говорить о духовной безопасности, я хотел бы прояснить понятие «духовность». Сегодня мы много слышим о духовности. О ней говорят люди самых разных профессий и мировоззрений, разного жизненного опыта, вкладывая в это понятие самое разное содержание, порой даже прямо противоположное.

   В православном, христианском понимании духовность прежде всего связана с понятием о Святом Духе. «Духовность – это способность человека жить так, чтобы вся его жизнь была пронизана присутствием Святого Духа, чтобы Святой Дух действовал в человеке. В центре христианской религии стоит живая личность Христа. Вся жизнь Церкви, вся духовная жизнь христианина, все, что мы называем духовностью в христианском понимании, – все это ориентировано на Христа и обусловлено стремлением к личному общению с Ним»[3]. Таким образом, духовность – это прежде всего религиозное понятие.

   Под материальной, светской духовностью, понимается прежде всего интеллектуальная деятельность, приобщенность человека к труду и творчеству, культуре, этике и эстетике, также естественно-нравственный закон, но не более этого.

   Но слово «культура» произошло от латинского «культ» – «богослужение». По своим корням вся человеческая культура имеет религиозное происхождение[4]. В древнем мире не было иной культуры, кроме той, что была непосредственно связана с религией. Тоже самое можно с уверенностью сказать и про связанное с культурой творчество. Имея духовно-культурный образ вещей, человек воплощал его в творчестве. В качестве примера можно рассмотреть музыку. Из чего родилась музыка? Из богослужебного пения, из желания людей воспевать Бога[5]. С чего началось изобразительное искусство? С того, что люди пытались изобразить в линиях и красках свою религиозную жизнь и опыт. Мы знаем о многообразии музыкальных произведений и многогранности художественных стилей. Но, несомненен тот факт, что все они опираются на «свой личный религиозный опыт», как созидательно положительный, так и прямо противоположный… Рассуждая над культурологической значимостью произведения мы пытаемся понять то, что хотел нам сказать автор своим произведением, не вольно воплощая свой религиозный опыт в песне или картине, стихотворении или рассказе.

   Известное выражение «Дух творит себе форму», означает: «что каждая книга писателя, картина художника, скульптура, фильм, музыка, любое сказанное или написанное слово - все несут отпечаток внутреннего мира своего Творца и носителя, отпечаток его духа»[6]. Духовность есть основа всего, что имеет отношение к самореализации личности. Но вне религии, термин духовности лишен своего первоначального исторического смысла.

   Историческое предание православной церкви, под духовностью подразумевает путь очищения сердца от страстей, то есть избавления души человека от страданий. Тех страданий, которые являются следствием его необузданной свободы. Господь в евангелии говорит нам, что именно из сердца человеческого исходит все худое: «Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство, всё это зло извнутрь исходит и оскверняет человека»[7].

   Что же такое духовная безопасность? Учебники по социологии и религиоведению говорят нам что духовная безопасность — это «система отношений субъектов общественной жизни, которая обеспечивает благоприятные условия для созидательной духовной жизни и естественного морально-нравственного развития общества»[8], то есть стремиться к созданию таких отношений в обществе, которые позволили бы всем быть добрыми и хорошими, друг друга любить, никого не обижать и всем помогать. Какие простые и нужные истины! Но чтобы добиться их в жизни, нам необходимо с себя начать, то есть проверить себя на духовную безопасность для общества.

    Священное писание учит нас, что все беды людей от греха. А что есть грех? В переводе с греческого грех αμαρτία – промах, то есть не попадание в цель. В данном случае непопадание в цель жизни человека, вечное блаженство, предуготовленное для него Богом, то есть Царствие Небесное.

   Отчего простите, сейчас наше общество объективно не здорово, почему сейчас так много стало колумбайнеров-убийц, маньяков, мошенников, шизофреников? От того, что люди забыли Бога, или что еще хуже, - сами придумали себе своих богов, которые разрешают им все... и убивать, и обманывать и много того, о чем простите и сказать стыдно…

   Что же делать нам, чтобы духовно обезопасить себя и духовно оздоровить наш народ?

   Ответ на это дает история нашей страны и святые православной Церкви, в том числе и русские святые, своей простотой которые открывали глаза великим мудрецам и ученым века сего. «Где просто - там ангелов со ста, а где мудрено - там не одного»[9]. Говорит нам наша исторически-русская православная народная истина. Необходимо подчеркнуть, что все наши великие воины и ученые были верующими православными людьми.

    Как же нам не ошибиться, не промахнуться? Нужно каждому заглянуть в свое сердце, не к ближнему, соседу, другу или подчиненному, а в свое сердце посмотреть, насколько оно находится в безлопастной зоне, насколько оно чисто и здорово от страстей?

   Православная аскеза - это есть практическая наука, понимаемая как подвижничество, «ревность и сила пребывать в деятельном общении с Богом, по вере в Господа нашего Иисуса Христа, очищение от грехов при помощи Благодати Божией для приобретения истинно христианской настроенности как залога к участию в царствии небесном»[10], то есть это подвиг приобретения праведности и благочестия в очах Божиих[11], которое возводит от земли на небо, через соблюдения заповедей и стяжание добродетелей.

   С чего же начать свой путь пока не очень церковному и верующему человеку? Ответ прост – с добра нужно начинать. Быть добрым сеятелем[12]. Не бояться быть не как все, богатым знаменитым успешным… все это мы оставим здесь, и славу мирскую, и чины, и деньги. Наги пришли – наги уйдем[13]. В гробу карманов нет...

Но все же, что мы можем взять с собой на встречу с Богом? - Это нашу любовь, тот глагол, то действие, которое сохранится у остававшихся жить после нас, та добрая воля и поступки, которые наполнят слезами глаза провожающих нас в вечность - на встречу с Богом, те воспоминания о нас, которые будут жить в сердцах людей и светить теплом во время их молитвы Богу о нашей посмертной участи[14].

   Чтобы простому человеку найти верный ориентир и не сбиться с пути в Царствие Небесное, нужно смотреть на свой сердечный компас - свою совесть и помнить, что в этом мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства[15]. Сегодня я силен, здоров, в чину и власти и почете у людей … а завтра может все кардинально измениться. Перед Богом все люди равны, и мы должны поступать с людьми так, как хотели бы чтобы поступали с нами[16]. И тогда, поверьте, через этот святоотеческий путь, мы сделаем и нас самих безопаснее, и общество наше безопасным и имеющим право на будущее.

Доброе и светлое будущее в нашей родной стране, для наших детей!

   Давайте посмотрим вокруг, на наших геополитических соперников. В «Просвещенной Европе» уже и нет следа просвещения, ей нечем светить. Человеческие грехи и неестественные пороки не только стали нормой, но и идеологией, навязываемой всему миру. Вырождение происходит от того, что забыли люди Бога и нет страха пред Ним[17]. Развращенность западной культуры – это и есть западный «дух», который творит себе форму, и как мы видим, сегодня он воистину сатанинский.[18] Мы помним, что сатана есть противник Богу и западная культура стала сейчас противна Богу и его заповедям[19]. Чтобы нам противостоять этой «сатанинской культуре» нужно бороться с грехом внутри себя, со своими греховными желаниями, преодолевать немощь нашего естества[20], через молитву, Божественные Церковные таинства. Нужно приходить в храм не за страх будущего суда Божия, но за совесть[21], то есть стыд не соответствовать Божественному сыновству[22]. Бояться, чтобы сказали про нас, какие вы худые христиане, и Бог ваш такой[23]. Бояться оскорбить Бога своими поступками… За апостолами шли люди потому, что у них была чистая искренняя любовь к Богу[24] и на людей через них светила Божественная благодать[25].

   А давайте искренне скажем себе: …так ли чисто зеркало нашей души? Способно ли оно не искривлять Божественный свет[26]… или наше сердце так темно, что ближним не видно в нем отражения нашего Бога? Человек, который видит свои недостатки - уже начал путь своего духовного преображения и имеет правильный взгляд на окружающих его людей. Стратегия нашего спасения — это наше духовное преображение[27], очищение сердца от страстей через покаяние и исполнение Божественных заповедей. Покаяние по-гречески μετάνοια, означает перемену ума, то есть, человек так возненавидел свой грех перед Богом, что и помыслить ему о совершении его невозможно. Это сложный путь, но идти им нам всем необходимо.

   Самопознание — это начало духовной безопасности. Нужно каждодневно воспитывать себя и быть примером для наших детей. Как сейчас в преддверии 80ти летнего юбилея Великой Победы мы благодарим бессмертный полк наших родных, отдавших жизни за наш мир и свободу, то и мы должны, каждый на своем месте, жертвенно «нести свой крест». Министры и чиновники, учителя и простые труженики, каждодневно отдавать свою жизнь за своих родных, детей и близких, по капельке, через терпение и жертвенную педагогику, научая всех сворим примером, руководствуясь своей совестью, ка голосом Божиим в сердце каждого из нас.

 

Молюсь и искренне надеюсь, что работа нашей конференция будет способствовать решению этих первостепенныхх задач и достижению едино-верной цели - мира всех народов во Христе.

Благодарю за внимание.




[1] Возьмитель А.А., Хвыля-Олинтер А. И.Духовная безопасность России Москва 2022г.


[2] «Геополитическая конкуренция государств за экономическое лидерство в будущем мире» журнал"Век глобализации" №1 (13), 2014 г


[3] «О духовности истинной и ложной» синод.отд. белорус. экзарх. https://oroik.by/o-duxovnosti-istinnoj-i-lozhnoj/


[4] Святейший Патриарх Кирилл о культуре Информационный материал к XXXII Меж дународным Рож дественским образовательным чтениям «Православие и отечественная культура: потери и

приобретения минувшего, образ будущего».


[5] Культурологический анализ взаимодействия музыки и религии «Искусствоведение» Воеводина Л.П.


[6] Ин 3.6 в толковании свт. Иоанна Златоуст. "Дух творит себе формы" - авторство афоризма принадлежит архиепископу Луке (Войно-Ясенецкому)


[7] Мк. 7. 14


[8]«О сущности духовной безопасности» к. филос н.Чернова И. Б. «Философия, этика, религиоведение»


[9]Симфония по творениям преподобного Амвросия, старца Оптинского


[10] святитель Феофан Затворник «Наставления в духовной жизни»


[11]Сергей Иосифович Фудель «Путь Отцов»


[12]священник Георгий Орлов «Добрый сеятель»


[13] Екк. 5:14-15


[14] Н. Василиадис «Таинство смерти»


[15] Д. Свифт. критическое эссе" Способности ума"

"В этом мире нет ничего постоянного, кроме непостоянства"-сходно с фразой Овидия:

"И постоянна она в непостоянстве одном" ("Скорбные элегии")


[16] Матф.7:12


[17] Пс. 35:2., Рим. 3:18


[18]Формулировка о том, что Запад является «сатанинской цивилизацией», прозвучала из уст президента В.В. Путина, в его программной речи во время приема новых субъектов в РФ. 30 сентября 2022 года.


[19] Там. же


[20]Свят. Игнатий (Брянчанинов) «Основы правильной духовной жизни»


[21] Рим.13:5


[22] Исх. 4:22


[23] Архим. Иоанн (Крестьянкин) «Опыт построения исповеди»


[24] Свят. Григорий Великий (Двоеслов) «Сорок бесед на Евангелия»


[25] Там же


[26] «Душа человеческая». Положительное учение Православной Церкви и святых отцов


[27] Протоиер. Григорий Дьяченко «Полный годичный круг кратких поучений, составленных на каждый день года»