Приходские церкви
К приходским церквам относились те, которые в городах, селах и деревнях принадлежали населению, входящему в данный церковный округ, имеющему средства для содержания церквей и причта. Основная масса церквей относилась к этому виду православных построек. В 1826 г. были приняты правила открытия прихода и строительства церквей в городах, селах и деревнях, «по которым строительство храмов должно было быть обоснованным с подробным изложением цели»*(ПСЗ Российской империи, т. 1 за 1826 г., ст. 186).
Удельные крестьяне села Карачаево Чебоксарского уезда в 1745 г. составили мирской приговор о желании построить в своей деревне деревянную на каменном фундаменте церковь в честь Николая Чудотворца. Причиной этого решения было то, что «...в селе проживают некрещеные чуваши, не проникнутые внутренним убеждением в силу живой веры в Христа». Крестьяне решили среди селения храм не возводить и потому отвели землю за двумя глубокими оврагами. Первое время жители села возле церкви не селились и только, когда посчитали, что окрепли в вере, в конце века стали возводить свои дома и около нее.
Весьма примечательна история строительства церкви в 1875 г. в чувашской деревне Починки (Новое Чурашево). Отдаленность от русских деревень, незнание языка сохраняли здесь старые верования, и несмотря на массовое крещение чувашей, часть из них продолжала оставаться в язычестве. В приходских деревнях села Хормалы, находящихся в 7—8 верстах от него, чуваши никогда не исполняли христианских обрядов в великий пост и волостным властям приходилось их силком загонять в церковь; в дни православных праздников церковь была также пуста. В большинстве чувашских сел церкви были ветхими, с покосившимися колокольнями. В 1872 г. в селе Хормалы сгорела церковь и благочинный священник села Шихазаны выступил с инициативой разделения Ходарского прихода на два, его поддержал казанский епископ Антоний, но прежде всего надо было испросить согласия у прихожан деревни Починки. Благочинный собрал сход, многочисленная толпа чувашей подняла шум, крича, что попы их хотят разорить, им хватит и одной церкви. При помощи властей вскоре удалось снова собрать сход, на котором было принято два мирских приговора: о сборе денег на строительство церкви по 1 руб. с души и второй — о разделении прихода на два.
Мирские приговоры были отосланы епископу Антонию, который обратился к богатому цивильскому купцу с просьбой о содействии возведению храма в деревне Починки, но тот отказался. За дело взялся богатый коммерсант, проживающий в этой деревне, некий К. К. Богатое. Долго решали вопрос о материале для строения: жители не хотели и слушать о каменной церкви. Лишь через два года с жителей было собрано 5 тысяч рублей. Председатель Попечительского комитета уговорил строителей возвести каменную церковь, не обращая внимания на желание прихожан. К весне 1874 г. были наняты кирпичных дел мастера. Прихожане по-прежнему были против строительства каменной церкви. Председатель Попечительского комитета, осмотрев работы по изготовлению кирпича, остался недоволен качеством и пригрозил рабочим ссылкой в Сибирь. Чуваши испугались и после отъезда его подожгли сарай с кирпичом. Зачинщики даже хотели бросить в огонь священника и коммерсанта, но на другой день страсти улеглись, чуваши выдали зачинщиков, которые были преданы суду.
Строительство церкви началось в 1875 г. Стали возводить деревянный храм, за постройкой прихожане следили сами и, когда церковь была уже готова, они сломали ставни окон, посчитав, что те сделаны плохо и некрасиво. Церковь вышла величественной: с двумя приделами, стоимостью в 10000 руб.
Другой пример. В 1898 г. крестьяне деревни Первое Степанове Цивильского уезда от имени 410 душ составили мирской приговор о разрешении постройки храма в их селе в честь Гурия Казанского Чудотворца, где сообщали, что они принадлежат к приходу Чурачики, расположенному в 8 верстах, что затрудняет жителей деревни Первое Степанове слушать слово Божие, особенно весной и осенью, когда очень трудно попасть в село. Они изъявили желание своим трудом заготовить потребный материал и содержать на свои средства церковный причт, собирая ежегодно по 1 руб. с души в течение десяти лет на строительство церкви.
Крестьяне деревни Семенчино Чебоксарского уезда свой мирской приговор о постройке церкви в 1916 г. мотивировали тем, что их деревня находится в нескольких саженях от большой татарской деревни Янгильдино, в ней действуют три мечети и мусульмане их сманивают в свою веру, а чтобы слабых и колеблющихся среди чувашей не было, они решили построить храм во имя Святителя Николая Чудотворца.
В конце XIX и начале XX вв. чувашское население проживало в 15 губерниях, 4 областях, в 55 уездах в количестве 998698 человек. Из них к православной вере относилось 981338 человек, в язычестве оставалось 14734, ислам исповедовало 2334, в старообрядчестве было 100 человек и к различным сектам примыкало более 200 человек. Чуваши проживали в 2129 селах: из них исключительно с чувашским населением — 1632 селения. Поэтому приходские церкви строились за чертой чувашских уездов. Еще в 1837 г. под грифом секретно был подан рапорт на имя вице-президента Департамента Уделов Л. А. Покровского от управляющего Симбирской Конторы Уделов Глинки А. по поводу строительства девяти церквей в чувашских деревнях Симбирского и Буинского уездов. Основным мотивом послужило сохранение среди удельных крестьян-чувашей веры древнего идолопоклонства. Было принято решение о строительстве приходских церквей в селениях Сойгино, Трехбалтаево, Нижние Тимерсяны, Старые Алгаши, Нижние Челкасы, Тайбоси, Новые Айбеси, Верхние Темерсяны, Верхние Тойси с припиской к ним близлежащих селений.