Жизнь Алатырской епархии

Краткая историческая справка

Начиналась Чебоксарско-Чувашская епархия с христианской миссии, положенной первым казанским архиепископом святителем Гурием в 1555г. Благодаря его апостольским трудам народы Поволжья – татары, чуваши, мордва, марийцы и удмурты - были просвещены светом христианской веры. Однако после кончины святителя Гурия и его сподвижников, святителей Германа и Варсонофия, дело христианского просвещения инородцев Поволжья стало сильно ослабевать и даже приобрело формальный характер. Язычники – чуваши активно принимали христианство и затем также в массовом количестве отпадали от него.

Читать далее...

Из истории посещения Епархии Святейшими Московскими Патриархами
Не будет преувеличением тот факт, что в Чувашии как и во всей России особое отношение к Предстоятелю Русской Православной Церкви. Конечно, патриарший авторитет связан с самим саном, поскольку в лице своего Первосвятителя русские люди видят образец апостольского служения и евангельской любви. В церковном восприятии «Великий Господин» является еще и «Отцом». Патриарх – отец для миллионов верующих, для всей паствы.
Читать далее...

История монастырей и их храмов
Монастыри на территории России были ориентированы, как правило, на деятельность миссионерскую, аскетическую, подвижническую, на хозяйственную с большими торговыми оборотами, развитыми промыслами или земледелием на сотнях десятин земли. Чаще всего перечисленные виды деятельности сочетались в одном и том же монастыре. В Казанской губернии монастыри открывались с целью миссионерства и колонизации. В последующие годы они вобрали в себя все, что было характерно для остальных монастырей России.
Читать далее...

Устройство храмов и архитектурные стили
Если хотите познакомиться с культурой и историей города, села и деревни, вы должны обойти их церкви, так считали в конце XIX в. представители российской интеллигенции и в какой-то мере они были правы. Но прежде чем говорить об архитектурных достоинствах возведенных на территории Чувашии культовых православных сооружений, надо отметить их главную предназначенность, религиозно-проповедническую, религиозно-обрядовую сторону. Церкви, соборы, храмы, монастыри, часовни резко отличались от бытовых сооружений своей архитектурной композицией, внутренним убранством, все это было направлено на обслуживание культовых действий и утверждение веры.
Читать далее...

Особо чтимые чудотворные иконы и колокола церквей
Уже отмечалось наличие различных архитектурных стилей и времен в интерьерах церквей,иконостасов и икон. В некоторых церквах Чувашии имелись так называемые чтимые и «чудотворные» иконы. Имена мастеров икон и иконостасов нам неизвестны, но их произведения являются высокохудожественными. Также остались неизвестными художники, которые расписывали внутренние стены храмов.
К особо чтимым иконам в Введенском соборе города Чебоксары относятся четыре.
Читать далее...

Соборные церкви
Соборным храмом, или собором, обычно назывались кафедральные церкви в епархиальных городах или главные городские храмы вообще, а также храмы некоторых селений и больших монастырей. В Чувашии к соборам относились храмы:
Читать далее...

Приходские церкви
К приходским церквам относились те, которые в городах, селах и деревнях принадлежали населению, входящему в данный церковный округ, имеющему средства для содержания церквей и причта. Основная масса церквей относилась к этому виду православных построек. В 1826 г. были приняты правила открытия прихода и строительства церквей в городах, селах и деревнях, «по которым строительство храмов должно было быть обоснованным с подробным изложением цели»
Читать далее...

Молитвенные дома
В некоторых селениях, удаленных от приходской церкви или взамен сгоревшей, разрешалось строить молитвенные дома для совершения литургии на переносном антиминсе
Читать далее...

Домовые церкви
В Чебоксарах и Алатыре были так называемые домовые церкви. Обычно они принадлежали лицам высшего сословия, домовые церкви открывались во дворцах, в домах помещиков. Открывались они при государственных учреждениях, духовных академиях, семинариях и духовных училищах.
Читать далее...

Церкви-школы
Во второй половине XIX в. в ряде чувашских сел появились церкви-школы. Так, в деревне Средние Шатькасы Шатракасинского прихода в 1891 г. была построена церковь-школа. В деревне Алдиярово Цивильского уезда Норвашинского прихода (числом 945 душ и почти столько же женского пола, расстояние от приходской церкви 9 верст, с наличием 12 домов язычников)было решено построить церковь-школу в 1892 г. Через год школа-церковь была возведена.
Читать далее...

Церкви при больницах
Для призрения (заботы) немощных при монастырских, приходских церквах устраивались больницы либо при некоторых больницах специально отводились помещения для храма.
Читать далее...

Церкви при кладбищах
Еще к одному из типов церквей относятся храмы, построенные на кладбищах. Управление, хозяйство и администрация на кладбищах были в ведении местного Духовного начальства, требующего от духовенства содержать кладбища в благоустроенном и опрятном виде.
Читать далее...

Часовни
Кроме церквей, на территории Чувашии на протяжении XVII—XX вв. возводились и часовни. В Чебоксарах было построено 6 часовен, в Ала-тыре — 3, Мариинском Посаде — 2, Цивильске — 2, во всей сельской местности — 63 часовни. Из общего числа 13 часовен были построены в XIX в., 9 — в начале XX в., годы постройки остальных часовен не указаны. История появления часовен такова: на Руси в XI—XII вв. на дорогах устанавливались для путников кресты; чтобы защитить их от дождя, над крестом сооружали небольшие навесы, затем стали возводить стены, таким образом появились небольшие здания, которые снаружи стали приобретать вид небольшого храма. Часовни строились на кладбищах, на источниках, в честь каких-нибудь исторических событий.
Читать далее...